Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 11 апреля 2018 года на вопрос от 2 апреля 2018 года № 490707 (dialog.egov.kz)

Относительно налогообложения деятельности по доверительному управлению

Ситуация 1. В соответствии с пп. 1) и пп.2) п.1 ст.40 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам (далее-  КПН, ИПН) по деятельности по доверительному управлению осуществляется: 1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом (далее — ДДУ), акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом по: переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям; имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом; доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям; составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность. Для целей Налогового кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо-нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан; 2) доверительным управляющим — в иных случаях. Учитывая норму п.1 ст.222 Налогового кодекса, в соответствии с которой государственные учреждения не являются плательщиками КПН, но при этом у доверительного управляющего согласно п.1 ст.42 в целях исполнения налогового обязательства по КПН по договору доверительного управления присутствует обязанность ведения раздельного учета, возникает вопрос правомерности определения КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями.

В рассматриваемой ситуации возникают следующие вопросы:

  1. Следует ли, что в случаях, когда учредителями доверительного управления выступают государственные учреждения, доверительный управляющий обязан определять налоговое обязательство по КПН отдельно по каждому такому договору и заполнять отдельные приложения к декларации по КПН?
  2. Так как государственные учреждения не являются плательщиками КПН, может ли доверительный управляющий в целях исчисления КПН принимать доходы/расходы как собственные без выделения в отдельную категорию?

Ситуация 2. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса при передаче государственными учреждениями имущества в доверительное управление налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства подлежат исполнению доверительным управляющим, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом. Правильно ли наше понимание, что если в договоре доверительного управления будет предусмотрено не возложение налоговых обязательств по данному договору, то у доверительного управляющего не возникает обязательств по уплате налога на имущество, земельному налогу и налогу на транспортное средство? Ситуация 3. Учредитель доверительного управления (не государственное учреждение), исполняя налоговые обязательства по имуществу, переданному в доверительное управление, выставляет доверительному управляющему счет на возмещение расходов по уплаченным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, возникающих в соответствии с требованиями Налогового кодекса у учредителя доверительного управления.

В рассматриваемой ситуации возникают следующие вопросы:

1) Является ли данная операция облагаемым оборотом у учредителя для целей исчисления НДС?

2) Если ответ на первый вопрос — «да», то правомерно ли отнесение суммы НДС в зачет у доверительного управляющего?

3) Правомерно ли отнесение таких возмещаемых расходов на вычеты для целей исчисления КПН у доверительного управляющего?

4) Если ответ на третий вопрос — «да», поскольку расходы непосредственно связаны с имуществом в управлении и получением от него доходов, следует ли отнести на вычеты через строку уплаченных налогов или через прочие расходы?

По первому и второму вопросам

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), для целей Налогового кодекса под налоговым обязательством по деятельности по доверительному управлению понимается налоговое обязательство, возникающее в результате учреждения доверительного управления имуществом, в процессе его осуществления и (или) прекращения.

Исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению осуществляется:

1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом (далее по тексту Налогового кодекса — учредитель доверительного управления) по: переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям; имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом; доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям; составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность. Для целей Настоящего кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо-нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан;

2) доверительным управляющим — в иных случаях.

При этом налоговое обязательство по доходу, полученному физическим лицом, кроме индивидуального предпринимателя, и юридическим лицом — нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения, от доверительных операций, осуществляемых банком второго уровня, являющимся налоговым агентом, исполняется таким банком второго уровня в виде исполнения обязанностей налогового агента.

Согласно пункту 1 статьи 42 Налогового кодекса, для целей Налогового кодекса под доходами, затратами и имуществом от доверительного управления имуществом понимаются возникающие в процессе осуществления доверительным управляющим обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления, соответственно:

подлежащие получению (полученные) доходы;

подлежащие выплате (произведенные) затраты, возмещение которых предусмотрено договором доверительного управления имуществом, актом об учреждении доверительного управления имуществом или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, в том числе вознаграждение;

имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления.

Пунктом 2 статьи 42 Налогового кодекса предусмотрено, что доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по договору доверительного управления обязан вести раздельный учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса, в случае, когда исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса осуществляется доверительным управляющим, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего.

Вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, включается в совокупный годовой доход доверительного управляющего, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом. Доверительный управляющий при определении объекта обложения по деятельности по доверительному управлению относит на вычеты сумму вознаграждения, включенную в его совокупный годовой доход, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 43 Налогового кодекса доверительный управляющий составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации — по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом или иному случаю возникновения доверительного управления имуществом и прочей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса раздельным налоговым учетом является налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для целей исчисления налоговых обязательств по определенным видам налогов отдельно по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом предусмотрены условия налогообложения иные, чем общеустановленные, к которым в том числе относится договор доверительного управления или иной случай возникновения доверительного управления.

К иным условиям налогообложения, чем общеустановленные условия налогообложения, также относятся уменьшение суммы налога, освобождение от обложения налогом, применение специального налогового режима.

Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе объединять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом установлены требования по ведению раздельного налогового учета.

На основании вышеизложенного, исполнение налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу по деятельности по доверительному управлению осуществляется доверительным управляющим, который, в свою очередь, составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации — по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления и по своей деятельности.

Относительно вопроса выделения доверительным управляющим в отдельную категорию доходов и расходов, следует отметить, что, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего. При этом деятельность доверительного управляющего по доверительному управлению в целях исчисления налоговых обязательств является отдельно выделяемой категорией, по которой ведется раздельный налоговый учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.

По ситуации 2 Письма

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса при передаче государственными учреждениями имущества в доверительное управление налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства подлежат исполнению доверительным управляющим, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом.

Доверительный управляющий исполняет налоговые обязательства, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом, по исчислению и уплате налогов, составлению и представлению налоговой отчетности с даты: государственной регистрации права доверительного управления — в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан требуется государственная регистрация такого права; заключения договора доверительного управления имуществом или акта об учреждении доверительного управления имуществом — в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан не требуется государственная регистрация права доверительного управления.

Таким образом, в случае, если договором доверительного управления имущества предусмотрено не возложение обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства, обязательства по таким налогам не подлежат исполнению доверительным управляющим.

По ситуации 3 Письма

Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК РК) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя).

В соответствии с пунктом 2 статьи 888 ГК РК доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет учредителя (выгодоприобретателя), либо за счет доверенного имущества, либо за счет доходов от использования доверенного имущества.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если это предусмотрено актом об учреждении доверительного управления имуществом. Согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства, возникающего по налогам, не указанным в пунктах 1 и 2 данной статьи, и платежам в бюджет, осуществляется лицом, признаваемым плательщиком такого налога, платежа в бюджет в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено статьей 41 Налогового кодекса.

Пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и платежи в бюджет, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства:

1) в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

На основании вышеизложенного, в случае если учредитель доверительного управления имуществом, не являющийся государственным учреждением, признается плательщиком налогов, не указанных в пунктах 1 и 2 статьи 40 Налогового кодекса, то исполнение налогового обязательства по исчислению и уплате таких налогов осуществляется учредителем доверительного управления имуществом.

При этом налоги и платежи в бюджет подлежат вычету в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса учредителем доверительного управления имуществом.

Следует отметить, что ГК не предусмотрено возмещение доверительным управляющим расходов, произведенных учредителем доверительного управления имущества.

Тенгебаев А.М.