Ержан Манасов,

Управляющий партнер

Юридическая фирма Linkage & Mind

Во исполнение регулярных поручений Президента Республики Казахстан по кардинальному улучшению и расширению национальной бизнес-среды, министерства, подведомственные им государственные органы и местные исполнительные органы неустанно декларируют принимаемые меры по упрощению ведения бизнеса. Высоко оценивая достигнутые правительством результаты, нам, тем не менее, видится не соответствующим общему государственному тренду исполнение банками второго уровня требований Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон»).

Временное замораживание денежных средств юридических лиц «до завершения внутренней проверки» стало обычной практикой во всех банках второго уровня и в каждом регионе Казахстана. Проведение банками проверок планируемых денежных операций приводит к тому, что расчетный счет той или иной компании оказывается заблокированным на несколько дней, а ее контрагент ожидает надлежащего исполнения обязательств в незапланированные сторонами сроки. Как показывает практика, подавляющее большинство таких замораживаний оканчивается фактическим исполнением банками изначально затребованных клиентом операций. Таким образом, случаев достоверного выявления банками операций, осуществляемых в целях легализации преступных доходов значительно меньше, чем случаев, когда банки продолжают обслуживать клиентов, операции по расчетным счетам которых были временно заморожены, и приносят свои устные извинения за допущенные неудобства. Какой-либо ответственности, в том числе гражданско-правовой, банки за свои действия не несут, поскольку их действия регламентированы Законом. В связи с этим, можно предположить, что текущая ситуация с исполнением работниками банка требований Закона создает больше препятствий бизнесу, чем содействия государству в его важнейшей задаче по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, данные действия отрицательно влияют на инвестиционный климат Казахстана, поскольку иностранные компании не менее «чувствительны» к соблюдению сроков выполнения договорных обязательств, чем местные предприниматели.

Некоторые из клиентов Linkage & Mind задаются вопросами: что является причиной сложившейся ситуации, и как предотвратить необоснованное замораживание средств банками?

Для ответа на данные вопросы необходимо рассмотреть определенные положения Закона. Так, статья 4 Закона предусматривает, что к операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, относится, помимо прочего, снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, а равно прием от клиента либо выдача клиенту наличных денег в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге. Обязательными основаниями для изучения субъектом финансового мониторинга совершаемых клиентом операций и фиксирования результатов такого изучения являются:а) совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;б) совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем.Как показывает практика, не малая часть бизнеса в своей деятельности подпадает под вышеизложенные критерии и, следовательно, сталкивается с временной блокировкой планируемых денежных операций. Пункт 3 статьи 4 Закона: «Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены». Закон определяет, что подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом – это операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. В целях отнесения той или иной сделки к разряду подозрительных, Постановлением Правительства от 23 ноября 2012 года №1484 определены 111 (сто одиннадцать) признаков подозрительных операций. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 4 Закона, финансовому мониторингу подлежат операции клиента, имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Очевидно, что работники банка должны иметь исключительную компетенцию для того, чтобы, с одной стороны, защитить государство и общество от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а, с другой стороны, обеспечить бизнес теми правами и свободами, которые стремятся предоставить государственные органы для достижения других немаловажных задач – пополнения национального бюджета, развития экономики и повышения уровня благосостояния граждан. Уполномоченные работники банка должны знать, помимо самого Закона, и признаки подозрительных операций, и характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам отмывания преступных доходов. В связи с этим, законодательство устанавливает требования к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению работников. Так, Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 533 «Об утверждении требований к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению работников» зафиксировано, что подготовка и обучение работников в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, осуществляется в виде курсов: вводного, основного и повышения уровня знаний.  Данный Приказ предусматривает, что обучение в виде основного курса работники субъекта финансового мониторинга проходят однократно, до начала осуществления функций, связанных с соблюдением ими законодательства об отмывании преступных доходов. Нам достоверно известно, что на рынке услуг Казахстана можно найти не мало предложений по прохождению таких курсов продолжительностью в один день и организациями, не специализирующимися на вопросах легализации преступных доходов.

Представляется, что банкам второго уровня следует вести политику более избирательного подхода к найму персонала, ответственного за мониторинг подозрительных операций, и его обучение. Видится, что курсы работников банков больше преследуют цель формального допуска работника к осуществлению функций по мониторингу подозрительных операций, нежели чем качественное осознание таким работником всех рисков, связанных как с легализацией преступных доходов, так и с причинением вреда бизнесу добросовестных предпринимателей.

Принимая во внимание тот факт, что значительная часть подозрительных операций после их проверки оказывается обычным ведением бизнеса, полагаем, что причина имеющихся проблем предпринимателей заложена в следующем:

  • качество обучения работников банка, уполномоченных принимать решение о замораживании денежных средств;
  • недостаточность предъявляемых законодательством требований к организациям, осуществляющим обучение работников;
  • отсутствие надлежащего контроля компетентных государственных органов за исполнением субъектами финансового мониторинга требований по подготовке и обучению сотрудников.

Как один из возможных инструментов предотвращения нежелательных последствий по блокировке распоряжения денежных средств на расчетных счетах в рамках финансового мониторинга мы считаем заблаговременное письменное обращение в банк с указанием на планируемые в скором времени операции, с приложением соответствующих документов по сделке и ходатайством заранее рассмотреть данную операцию. Другим возможным вариантом упрощения ведения бизнеса в части распоряжения денежными средствами на банковских счетах нам представляется обращение объединений юридических лиц в форме ассоциаций и союзов в Национальную палату предпринимателей Казахстана с ходатайством о пересмотре нормативно-правовой базы в области легализации преступных доходов и обучения лиц, ответственных за ее применение в банках второго уровня.Мы надеемся, что в целях улучшения инвестиционного климата и создания надлежащих условий для ведения бизнеса в Казахстане, существующая практика зачастую необоснованного замораживания денежных средств юридических лиц банками второго уровня в скором времени изменится в лучшую сторону.

2 ноября 2018 года

Источник: интернет-ресурс, Манасов Е.Э.