28 мая 2019 года

город Нур-Султан

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан, рассмотрев с участием прокурора Унипаева А.С., представителей: товарищества с ограниченной ответственностью (далее — ТОО) «А-А» Абдрахмановой А.С., Ансаровой И.И., Баймолдиной Б.Х., Таженова А.А., республиканского государственного учреждения (далее — РГУ) «Департамент государственных доходов по городу Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» Абен Т.А., Карабаева Д.С., Тавановой Ә.С., в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Алматинским городским судом гражданское дело по заявлению ТОО «А-А» к РГУ «Департамент государственных доходов по городу Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» об оспаривании акта камеральной таможенной проверки и уведомления, поступившее по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан на решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 27 февраля 2018 года, постановление судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 30 мая 2018 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ТОО «А-А» (далее — Товарищество) по декларациям №55301/200912/0050012, №55301/130912/0048456 произвело таможенное декларирование ветеринарных препаратов с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ-40) по контрактам №Ajanta/Kz/04-12/13 oт 18 мая 2012 года и №01/09-KAZ от 2 марта 2009 года. Ветеринарные препараты классифицированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) в товарных подсубпозициях 3004 90 000 0, 3004 50 000 9, 3004 20 000 9, 3004 10 000 9, 3004 39 000 0, 3002 30 000 0. Товары названных товарных подсубпозиций входят в Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств-участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа. В связи с чем, уплата ввозной таможенной пошлины при таможенном декларировании ветеринарных препаратов Товариществом не производилась. Также Товариществу при таможенной очистке товаров предоставлено освобождение по уплате налога на добавленную стоимость (далее — НДС) на импорт в сумме 896433 тенге.

В соответствии с таможенным законодательством РГУ «Департамент государственных доходов по городу Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее — Департамент) проведена камеральная таможенная проверка Товарищества. По результатам составлен акт камеральной таможенной проверки (далее — акт проверки) от 8 сентября 2017 года и в тот же день вынесено уведомление об устранении нарушений №00072 (далее — уведомление). Д

епартамент указал на нарушение Товариществом таможенного законодательства, выразившееся в непредставлении им документов, соответствующих требованиям пункта 5 Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года №1229 (далее — Правила). А именно, согласование государственного органа в сфере обращения лекарственных средств на ввоз в Республику Казахстан лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения — Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Неправомерное освобождение Товарищества от уплаты НДС на импорт повлекло образование задолженности по уплате налога в сумме 896433 тенге и пени в сумме 664729 тенге.

Товарищество оспорило акт проверки и уведомление. Свои требования мотивировало незаконностью выводов таможенного органа. Указало, что импортированные им ветеринарные препараты подлежат освобождению от НДС на импорт на основании документов, выданных Комитетом ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. Товарищество весь необходимый перечень документов при таможенной очистке ветеринарных препаратов по указанным выше декларациям предоставило.

Решением специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 27 февраля 2018 года в удовлетворении заявления отказано. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 30 мая 2018 года решение суда оставлено без изменения.

В представлении Председателя Верховного Суда Республики Казахстан ставится вопрос о пересмотре судебных актов ввиду нарушения единообразия в толковании и применении судами норм права. Указано, что Товариществом все необходимые документы представлены. В компетенцию структур Министерства здравоохранения не входит выдача разрешительных документов на продукцию, используемую в ветеринарной практике. Кроме того, требование об оспаривании акта проверки не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Департаментом отзыв на представление не представлен.

Заслушав пояснения представителей Товарищества, просивших удовлетворить представление, возражения представителей Департамента, заключение прокурора об удовлетворении представления, отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требования заявителя в части оспаривания уведомления, прекращении производства по делу в части оспаривания акта проверки, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 438 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — ГПК) основаниями к пересмотру в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов являются, в том числе, случаи, когда принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права. Судебная коллегия считает, что такие основания по делу имеются.

Суд первой инстанции отказ в удовлетворении заявления Товарищества мотивировал правомерностью выводов Департамента и указал на непредставление Товариществом согласования Министерства здравоохранения. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия считает, что выводы местных судов не основаны на законе и обстоятельствах, имеющих значение для дела. Согласно подпункту 7) пункта 1 статьи 255 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее — Налоговый кодекс) в редакции, действовавшей на момент декларирования товара, освобождается от налога на добавленную стоимость импорт лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций; изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники.

Перечень товаров, указанных в настоящем подпункте, утверждается Правительством Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 января 2009 года №56 утвержден названный перечень. В него включены товары 30 группы ТН ВЭД ТС — «фармацевтическая продукция».

Товариществом ветеринарные препараты правильно классифицированы в товарных подсубпозициях указанной группы товаров. Данное обстоятельство Департаментом не оспаривается. Соответственно ввезенные Товариществом ветеринарные препараты входили в перечень товаров, освобождаемых от НДС на импорт. Пунктом 5 Правил (в редакции на момент декларирования товаров) на декларантов, за исключением импорта товаров в рамках договоров о государственных закупках, возлагалась обязанность представления в таможенный орган документов и соблюдения определенных условий. В том числе, согласование государственного органа в сфере обращения лекарственных средств на ввоз в Республику Казахстан лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Несоблюдение данного условия (отсутствие согласования Министерства здравоохранения) указано в акте проверки в качестве допущенного Товариществом нарушения таможенного законодательства, повлекшего неправомерное освобождение от уплаты НДС.

Между тем, в силу статьи 1 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» каждый государственный орган осуществляет свои функции в пределах своей компетенции, то есть совокупности установленных полномочий, определяющих предмет его деятельности. Ни Министерство здравоохранения, ни его ведомства не наделены какими-либо полномочиями по вопросам ввоза товаров для ветеринарии. В соответствии с пунктом 3.13 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами Сторон.

Пунктом 1.2. названного Положения в качестве уполномоченных органов Сторон определены государственные органы и учреждения государств — членов Таможенного союза, осуществляющие деятельность в области ветеринарии. 5 Согласно подпункту 21) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» и Положения о Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2005 года №310, уполномоченным государственным органом в области ветеринарии является Министерство сельского хозяйства.

Товариществом предусмотренные законодательством обязательные процедуры по ввозу в страну ветеринарных препаратов соблюдены, необходимый перечень документов получен и представлен таможенному органу. Поэтому при таможенной очистке товаров ему обоснованно предоставлено освобождение по уплате НДС на импорт.

В этой связи Товариществом правомерно оспорено уведомление об образовании задолженности по уплате налога. Доводы представителей Департамента в суде кассационной инстанции о том, что в 2012 году установленная законодателем льгота не распространялась на импорт ветеринарных препаратов, являются необоснованными. Они противоречат приведенным выше нормам налогового законодательства.

При таких обстоятельствах в целях обеспечения единообразия в применении судами норма права судебные акты в части оставления без удовлетворения требования Товарищества об оспаривании уведомления подлежат отмене. Поскольку сбора и исследования дополнительных доказательств не требуется судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение об удовлетворении этого требования.

Как указано выше, Товариществом оспорен и акт проверки. Местными судами данное требование разрешено по существу. Между тем в акте проверки отражены лишь выявленные нарушения таможенного законодательства. Требование об их устранении содержится в уведомлении, обязательном для исполнения. То есть правовые последствия для заявителя акт проверки не повлек, поэтому он не подлежал оспариванию в порядке главы 29 ГПК.

Следовательно, судебные акты в части оспаривания акта проверки также подлежат отмене, а производство по делу в этой части прекращению на основании подпункта 1) статьи 277 ГПК ввиду того, что данное требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В силу статьи 109 ГПК и статьи 108 Налогового кодекса (в редакции от 25 декабря 2017 года) Товариществу подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины на общую сумму 24000 тенге (производство в судах первой и кассационной инстанций).

Руководствуясь подпунктами 6), 8) части 2 статьи 451 ГПК, судебная коллегия

П О С Т А Н О В И Л А:

Решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 27 февраля 2018 года, постановление судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 30 мая 2018 года по данному делу отменить. Вынести новое решение о частичном удовлетворении заявления ТОО «А-А». Признать незаконным и отменить уведомление об устранении нарушений от 8 сентября 2017 года №00072, вынесенное РГУ «Департамент государственных доходов по городу Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан». Производство по делу в части оспаривания акта камеральной таможенной проверки от 8 сентября 2017 года прекратить. Возврат ТОО «А-А» государственной пошлины в сумме 24000 (двадцать четыре тысячи) тенге произвести в порядке, установленном статьей 108 Налогового кодекса.

По материалам www.sud.kz