Информационное письмо Консультативного Совета по выработке единой судебной практики при отправлении правосудия

Карагандинского областного суда от 28 мая 2014 года № 4

«О некоторых вопросах применения ст. 56 ГПК, связанных с обращением в суд общественных объединений по защите прав потребителей в защиту прав других лиц»

В целях единообразного подхода к разрешению вопроса о принятии судами к производству исковых заявлений общественных объединений по защите прав потребителей в защиту прав других лиц по спорам в сфере медицинских услуг, Консультативный совет рекомендует следующее.

Процессуальная возможность обращения в суд в защиту прав других лиц, общественных и государственных интересов регулируется ст. 56 ГПК РК, в том числе общественными объединениями о защите прав потребителей (далее — ООЗПП).

В целях определения категории споров, по которым ООЗПП может предъявлять иски в интересах граждан, следует руководствоваться Законом Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей».

Согласно подп.1 ст. 15 вышеназванного Закона потребителем является физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) для удовлетворения своих потребностей.

В соответствии с положениями Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 г. «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» следует, что Закон о защите прав потребителей определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами) и регулирует отношения между потребителями -физическими лицами, т.е. гражданами Республики Казахстан, приобретающими и использующими товары, заказывающими работы и услуги для личных бытовых нужд, либо имеющими такие намерения, и продавцами товаров, либо их производителями, а также исполнителями работ и услуг независимо от форм собственности и образования юридического лица, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона «О защите прав потребителей» права потребителей в сфере финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.

Из смысла указанных выше правовых норм следует, что спорные отношения потребителей, в частности в сфере финансовых, социальных, медицинских, туристских услуг, регулируются нормами специального закона, а не положениями Закона «О защите прав потребителей». В связи с чем, правовая возможность предъявления ООЗПП исков по защите прав потребителей в сфере финансовых, социальных, медицинских, туристских услуг исключена, в силу отсутствия такого регламентирования в специальных законах.

Письмо носит рекомендательный характер.

Председатель          Е.Серекбаев

Секретарь     И.Сагаев