Аружан Тулешева,
Юрист ТОО «PKF Kazakhstan»

I. Введение:

Стремительное развитие цифровых технологий сыграло важную роль в развитии общества благодаря наличию информации и доступности к ней. Цифровые технологии и глобальная сеть предоставляют возможность продвигать общественные интересы, обеспечивая доступ к электронным ресурсам для академических, исследовательских и досуговых целей.

Однако с развитием социальных сетей и увеличением интернет-пространства авторы и правообладатели сталкиваются со специфическими проблемами, связанными с возможностью несанкционированной загрузки и распространения защищенных авторским правом произведений без согласия автора или правообладателя. С каждым днем умножаются случаи, когда люди находят снятые ими фотографии или созданные ими произведения на страницах других людей в социальных сетях и на чужих сайтах. Во избежание таких случаев, необходимо знать меры пресечения нарушения авторских прав в интернет-пространстве.

В первую очередь, разбирая определение авторского права необходимо отметить, что согласно п.п.2, п.2 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» (далее — «Закон»), авторское право – это совокупность личных неимущественных и имущественных прав автора на объекты авторского права.

В соответствии с п.1, ст.15 Закона, к личным неимущественным правам автора, которые являются неотчуждаемыми, относятся:

  1. право признаваться автором произведения и требовать такого признания;
  2. право указывать на экземплярах произведения вымышленное имя (псевдоним) или отказаться от указания имени, то есть анонимно (право на имя);
  3. право на неприкосновенность произведения, включая право противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения;
  4. право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц (право на обнародование).

В силу п.1, ст.16 Закона, имущественным (исключительным) правом автора является право на использование своего произведения в любой форме и любым способом, не противоречащим законодательству. Автор вправе полностью или частично передавать имущественные права, в отличие от личных неимущественных прав, по лицензионному договору. Кроме того, имущественные права переходят в порядке универсального правопреемства по наследству и в результате реорганизации юридического лица, выступающего правообладателем. 

К объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также способа и формы их выражения. Однако для отнесения произведения к авторскому праву необходимо придать произведению объективную форму, доступную для восприятия третьих лиц, независимо от его обнародования.

Авторское право в интернет-пространстве отдельно не регулируется, по этой причине действует традиционная система защиты авторских прав на основании:

— Гражданского кодекса Республики Казахстан;

— Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;

— Уголовного кодекса Республики Казахстан;

— Бернской Конвенции 1886 г.;

— Договора ВОИС об авторском праве (ДАП);

— Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

II. Проблемы защиты авторского права в интернет-пространстве:

Проблемы защиты авторских прав в интернет-пространстве обусловлены рядом факторов, связанных с техническими характеристиками сети, а также с правовыми, социальными и экономическими аспектами.

К основным причинам данных проблем относятся:

  1. Интернет-пиратство. Одним из основных сложностей для авторов и правообладателей является интернет-пиратство — неправомерное копирование и распространение их произведении. В последние годы данное явление приобрело массовый характер. Электронные документы, аудиовизуальные и программные продукты копируются, часто изменяются без согласия автора, известны случаи прямого владения произведениями, у которых автор прямо не указан. Простота «копирования и вставки» или загрузки файлов означает, что защищенный авторским правом материал может быть воспроизведен и распространен в массовом масштабе за считанные секунды, часто без ведома или согласия автора, что, в свою очередь, может привести к значительным финансовым потерям и ущербу репутации.
  2. Неэффективность национального законодательства и судебной системы. Законы, регулирующие авторское право в Казахстане, не успевают за быстрым развитием технологий и новыми формами распространения контента, что приводит к тому, что законы не всегда охватывают новые способы нарушения авторских прав, не контролируют перемещение распространение и использование интеллектуальной собственности в интернет-пространстве, не определяют справедливое наказание за нарушение авторских прав. Согласно нынешнему законодательству, для защиты своих прав авторам необходимо доказать свое авторство и пройти через сложные и затратные судебные процедуры, в результате которых сумма компенсации не покрывает судебные расходы. Это экономически невыгодно для независимых авторов и малых предприятий. Кроме того, в случае неправомерного размещения объекта авторского права на иностранных сайтах можно столкнуться с проблемой юрисдикции. Ведь дело приобретает экстерриториальный характер, и любой материал, распространяемый на сайте, становится доступен в каждой стране. Следовательно, это может стать причиной применения различных юрисдикций.
  3. Техническая сложность мониторинга. Ежедневно в интернете появляется множество новых веб-сайтов, социальных сетей и других онлайн-платформ, в которых могут нарушаться авторские права. Но в таких глобальных масштабах сложно отслеживать все нарушения. Многие пользователи могут использовать передовые технологии для обхода систем защиты и мониторинга. VPN (Virtual Private Network) и анонимные сети, прокси-серверы предоставляют пользователям возможность скрывать свое реальное местоположение и анонимизировать свой интернет-трафик. Пиратские сайты могут использовать разнообразные методы, такие как зеркальные сайты и шифрование, чтобы избежать обнаружения и блокировки.
  4. Развитие искусственного интеллекта. Современные нейросети могут генерировать тексты, изображения, музыку и видео, которые по качеству не уступают произведениям, созданным людьми. Однако обучение нейронной сети предполагает сбор шаблонов из большого количества данных и использование этих шаблонов для генерации полезной информации или выходных данных, которые могут содержать изображения или другие объекты, защищенные авторским правом. Следовательно, использование объектов, защищенных авторским правом, в качестве входных данных для обучения нейронных сетей при определенных обстоятельствах может представлять собой нарушение авторских прав. Несмотря на это, большинство пользователей верит, что искусственный интеллект выходит за рамки выполнения простых задач и переходит к созданию оригинального контента. Тем самым он бросает вызов основному принципу многих традиционных систем интеллектуальной собственности: законы об авторском праве защищают только произведения, созданные людьми. Это ставит под вопрос правовой статус таких произведений: кому принадлежат авторские права на контент, созданный нейросетью и можно ли считать такой контент оригинальным? В отсутствие четкого законодательного регулирования возникают правовые пробелы и неясности. В Казахстане число судебных прецедентов касательно произведений, созданных искусственным интеллектом, сводится к минимуму или нулю.  В то же время, в 2023 году в США было подано более десятка исков об авторском праве, связанных с искусственным интеллектом, что в несколько раз превышает число всех поданных в период с 2020 по 2022 год. Это доказывает, что мировое сообщество в настоящее время переживает серьезные изменения в сфере интеллектуальной собственности.

III. Меры по защите авторского права:

Несмотря на п.1, ст.9 Закона, который гласит, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, и для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Периодически у авторов возникают сложности с доказыванием своего авторства и последующей защитой авторского права. Законодательство и мировая практика предлагают несколько мер по защите авторского права:

  1. Использование символа «Copyright». Для оповещения о своих исключительных имущественных правах автор и (или) правообладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:
  1. латинской буквы «C» в окружности;
  2. имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  3. года первого опубликования произведения.
  1. Регистрация авторских прав. Автор для свидетельства личных неимущественных прав на необнародованное произведение в любое время в течение срока охраны авторского права вправе внести необходимые сведения в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом.
  2. Депонирование авторских прав. Данный метод позволяет удостоверить наличие произведения в определённой форме на определённую дату. По её итогам заявитель получает официальный документ, подтверждающий, что на момент его выдачи данное лицо уже претендовало на авторство. Для депонирования можно выбрать как местные организации, так и международные как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Более простым аналогом депонирования является отправка копии произведения самому себе по электронной почте.
  3. Нотариальное заверение. Нотариус может засвидетельствовать дату предъявления материалов, что удостоверит верность их копии, и заверить подпись автора на экземпляре произведения. Это позволит подтвердить приоритет автора в создании произведения.

Кроме традиционных методов защиты авторских прав, общество нуждается в технологических и правовых мерах для защиты цифрового контента. К такого рода дополнительным мерам относятся:

  1. Шифрование. Под шифрованием понимается процесс преобразования открытых данных в данные недоступные для понимания с помощью некоторого криптографического алгоритма (алгоритма шифрования). Основная цель шифрования заключается в защите конфиденциальности и целостности данных при их хранении или передаче. Таким образом, текст или другие объекты авторского права преобразуется в зашифрованный текст с использованием шифра и ключа, которые являются нечитабельными для несанкционированных пользователей.
  2. Создание пользовательского соглашения. Для управления оригинальным цифровым контентом рекомендуется создать пользовательское соглашение, где указывается информация о правах на контент, включая авторские права, лицензионные условия и ограничения использования. Соглашение обычно составляют в электронной форме и размещают в самом низу страницы сайта или интерфейса приложения.
  3. Использование идентификатора цифрового объекта (DOI). Это система идентификации произведений, защищенных авторским правом, в цифровой среде. DOI представляет собой цифровые метки или наименования, присваиваемые произведениям в цифровом формате для использования в интернете. Они предоставляют актуальную информацию, включая местоположение, название, метаданные произведения в интернет-пространстве. Несмотря на возможные изменения информации о цифровом произведении DOI остается неизменным.
  4. Цифровые технологии защиты. Одним из самых эффективных способов защиты авторских прав является использование цифровых технологий, таких как маркировка цифрового контента и технологии DRM (Digital Rights Management). К маркировке цифрового контента относится водяной знак, являющийся полупрозрачной надписью или логотипом на фото, документе или страницах сайта, который указывает имя владельца/бренд с целью защиты авторского права на контент, в том числе определения ограничений. Технологии DRM позволяют авторам защищать материалы, защищенные авторским правом, сохранять творческие и финансовые вложения, которые они вкладывают в свою работу, и делают невозможным незаконное хищение или распространение их носителей. DRM обычно предполагает использование кодов, которые запрещают копирование контента или ограничивают количество устройств, с которых можно получить доступ к объекту авторского права.
  5. Мониторинг и аналитика. Системы мониторинга и аналитики могут помочь авторам отслеживать и контролировать использование их контента в сети. Это позволяет быстро выявлять нарушения и принимать меры по их предотвращению.

Обычно каждый из вышеперечисленных способов применяется в комплексе с другими методами, что повышает степень защищенности цифрового контента.

IV. Ответственность за нарушение авторского права:

1. Гражданско-правовая ответственность.

Согласно ст.49 Закона, защита авторских прав осуществляется судом путем:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и (или) смежных прав;

6) выплаты компенсации в сумме от 100 МРП до 15 000 МРП, определяемой по усмотрению суда, или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

2. В Казахстане не предусмотрена административная ответственность за нарушение авторского права.

3. Уголовная ответственность.

В соответствии со ст.198 Уголовного кодекса Республики Казахстан, незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров объектов авторского права и (или) смежных прав в целях сбыта либо присвоение авторства или принуждение к соавторству наказываются штрафом в размере от 80 до 5 000 МРП либо арестом на срок от сорока суток до шести лет.

4. Правовая ответственность согласно международным договорам.

Согласно ст.12 Договора ВОИС (ДАП), стороны Договора должны предусмотреть соответствующие и эффективные средства правовой защиты в отношении любого лица, намеренно осуществляющего любое из следующих действий:

(i) устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения;

(ii) распространение, импорт с целью распространения, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения без разрешения произведений или экземпляров произведений, зная что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

Следовательно, нормы Договора ВОИС должны были имплементироваться в законодательство Республики Казахстан. Однако в Казахстане все еще нет закона, конкретизирующего уголовную и административную ответственность за нарушения прав авторов в интернет-пространстве.

В ст.45 Соглашения ТРИПС, предусмотрена ответственность нарушителя возместить правообладателю судебные расходы и убытки в сумме, достаточной для компенсации ущерба, понесённого правообладателем в связи с нарушением его права интеллектуальной собственности нарушителем.

Статьи 41 и 61 Соглашения ТРИПС требуют обеспечения процедур и мер административной и уголовной ответственности для эффективных действий против любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности. Несмотря на это, действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях не содержит административных мер защиты прав на объекты авторского права, а Уголовный кодекс Республики Казахстан не предусматривают конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов, и оборудования, которые преимущественно использовались при совершении правонарушения.

V. Заключение:

Для авторов и правообладателей защита авторских прав необходима для сохранения целостности их вклада, обеспечения справедливого признания и компенсации их усилий. Публикуя научные статьи, создавая мультимедийные, аудиовизуальные произведения или разрабатывая программные алгоритмы, авторы вкладывают значительное время и ресурсы в создание оригинального контента. Защита авторских прав позволяет им контролировать использование и распространение их работ, защищая от копирования, несанкционированного использования и незаконного присвоения другими лицами.

Правовая неопределенность, связанная с новыми технологиями, всегда создает риск, требуя новые подходы к возникающим проблемам. В мире, где копирование и распространение объектов авторского права, по-прежнему вызывают вопросы о нарушении авторских прав, авторы должны разбираться в тонкостях защиты своей интеллектуальной собственности. В этой динамичной среде крайне важно отстаивать права на использование своего произведения и подавать иски о нарушении авторских прав, чтобы обеспечить сохранность творческих работ в интернет-пространстве.

Защита авторских прав в интернет-пространстве представляет собой сложную и многоаспектную задачу, которая требует комплексного подхода. Однако несмотря на сложности, с которыми сталкиваются авторы и правообладатели, существуют эффективные стратегии защиты, способные помочь им сохранить контроль над своими произведениями и интеллектуальной собственностью в эпоху цифровых технологий. Совместные действия всех участников интернет-пространства, направленные на создание, улучшение и соблюдение законодательства и мер защиты авторского права, а также на информирование общественности о важности защиты интеллектуальной собственности, помогут создать более эффективную систему защиты авторских прав, которая учитывает интересы как авторов, так и общества в целом.