Информационное письмо

Консультативного Совета по выработке единой судебной практики при отправлении правосудия

Карагандинского областного суда от 12 июля 2013 года № 18

О вопросах применения законодательства об исполнительном производстве, связанных с взысканием пени и исполнительской санкции в государственный доход, в связи с неисполнением вступивших в законную силу судебных актов

В целях формирования единообразной судебной практики по рассмотрению дел о взыскании пени и исполнительской санкции в доход государства в связи с неисполнением вступивших в законную силу судебных актов, Консультативный Совет рекомендует следующее.

Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрены следующие виды:

1) взыскание с должника пени в доход государства за неисполнение в установленный срок должником требований судебного исполнителя о совершении должником действий, которые могут быть совершены только им самим, или воздержания от их совершения;

2) взыскание исполнительской санкции в доход государства.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.104 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее Закона) при исполнении исполнительного документа, обязывающего должника совершить действия, которые могут быть совершены только им самим, или воздержаться от их совершения, судебный исполнитель направляет должнику уведомление о совершении таких действий, в котором устанавливает срок, или уведомление о необходимости воздержаться от их совершения. В случае неисполнения должником требований судебного исполнителя в установленный срок судебный исполнитель обращается с представлением в суд о взыскании с должника пени в доход государства в размере пяти месячных расчетных показателей с физических лиц и десяти месячных расчетных показателей с юридических лиц за каждый день просрочки.

Анализ действующих правовых норм, регламентирующих порядок применения данной санкции, позволяет сделать вывод, что пеня в доход государства в указанном случае может взыскиваться как до, так и после исполнения исполнительного документа должником, тогда как исполнительская санкция взыскивается только после полного исполнения исполнительного документа должником.

При этом, в первом случае, при взыскании пени в доход государства, её размер не подлежит уменьшению судом, поскольку, в силу ст.1 ч.4 ГК к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В связи с чем, нормы ст.297 ГК, предусматривающей право суда уменьшить неустойку (штраф, пеню), учитывая степень выполнения обязательства должником и заслуживающие внимания интересы должника и кредитора, если подлежащая уплате неустойка (штраф, пеня) чрезмерно велика по сравнению с убытками кредитора, к данным правоотношениям не применимы.

Предусмотренная же ст.124 ч.1 Закона исполнительская санкция в доход государства в размере десяти процентов от взысканной суммы или стоимости имущества или десяти месячных расчетных показателей с физических лиц и двадцати месячных расчетных показателей с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера, взыскивается на основании постановления судебного исполнителя после полного исполнения исполнительного документа.

Судебный исполнитель предлагает должнику добровольно оплатить исполнительскую санкцию, а в случае неуплаты обращается с заявлением в суд о взыскании указанной суммы с должника.

При этом, в отличие от взыскания пени, связанной с неисполнением должником требований судебного исполнителя, при взыскании исполнительской санкции законодатель предусмотрел возможность снижения её размера. Однако указанная возможность, исходя из буквального толкования ч.3 ст.124 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», может быть осуществлена в порядке, установленном данной статьей. А именно: должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного исполнителя о взыскании исполнительской санкции, с иском об отсрочке или о рассрочке ее взыскания, об уменьшении ее размера или освобождении от взыскания исполнительской санкции.

Тем самым, вопрос об уменьшении размера исполнительской санкции или освобождении от её взыскания, так же как и вопросы об отсрочке или о рассрочке ее взыскания должны рассматриваться в исковом производстве, по иску должника, с привлечением в качестве ответчика судебного исполнителя.

Письмо носит рекомендательный характер.

Председатель          Е. Серекбаев

Секретарь     Р. Исабекова