Ответ Министра сельского хозяйства РК от 11 июня 2020 года на вопрос от 2 июня 2020 года № 620853 (dialog.egov.kz)

29 мая 2020 я обратился в местный исполнительный по вопросу выкупа ранее предоставленного земельного участка под гараж в частную собственность с приложением документов в соответствии с Приложением №2 к приказу Заместителя Премьер — Министра Республики Казахстан — Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 января 2019 года № 25 Стандарт государственной услуги «Продажа в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного в землепользование» (далее — Стандарт).

Пунктом 9 Стандарта определенно что, Услугополучатель (либо его представитель по доверенности), в том числе лица, имеющие льготы, представляет в одном экземпляре услугодателю:

1) заявление на продажу в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного в землепользование по форме согласно приложению к настоящему Стандарту;

2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);

3) акт кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

Истребование от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, о регистрации (перерегистрации) юридического лица, регистрации индивидуального предпринимателя, либо о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, правоустанавливающих и идентификационных документов на земельный участок, об отсутствии обременений на земельный участок, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через платежный шлюз «электронного правительства».

Местный исполнительный орган при этом дополнительно требует документы, указанные в пункте 3 статьи 47 Земельного Кодекса РК, а именно: документ, удостоверяющий право на земельный участок, или копия документа, заверенная нотариально; копия свидетельства налогоплательщика (прекратил своё существование с 1 января 2013 года, в связи с введением Закона Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров»); справка из центра недвижимости об отсутствии обременений на земельный участок, препятствующих заключению сделок (такой организации не существует);

В обоснования своих доводов приводит норму пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

На основании вышеизложенного прошу Вас разъяснить правомерно ли действия местного исполнительного органа касательно запроса дополнительных документов предусмотренных пунктом 3 статьи 47 Земельного Кодекса РК.

Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, рассмотрев Ваше письмо, в пределах своей компетенции, сообщает следующее.

Порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности регламентирован ст.47 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс).

В соответствии с п.3 ст.47 Кодекса при намерении выкупа физическим или негосударственным юридическим лицом в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в землепользование, данное лицо подает заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа.

К заявлению прилагаются:

документ, удостоверяющий право на земельный участок, или копия документа, заверенная нотариально;

копия свидетельства налогоплательщика;

справка из центра недвижимости об отсутствии обременений на земельный участок, препятствующих заключению сделок;

справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Данная норма действует с момента принятия Кодекса, т.е. с 20 июня 2003 года.

При этом, приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24.01.2019 года № 25 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере земельных отношений» (далее — Стандарт) продажа в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного в землепользование отнесена к государственным услугам.

В связи с этим, согласно п.9 Стандарта услугополучатель (либо его представитель по доверенности), в том числе лица, имеющие льготы, представляет в одном экземпляре услугодателю:

1) заявление на продажу в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного в землепользование по форме согласно приложению к Стандарту;

2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);

3) акт кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

Истребование от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, о регистрации (перерегистрации) юридического лица, регистрации индивидуального предпринимателя, либо о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, правоустанавливающих и идентификационных документов на земельный участок, об отсутствии обременений на земельный участок, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через платежный шлюз «электронного правительства».

Услугодатель получает согласие услугополучателя на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

При сдаче услугополучателем всех необходимых документов услугодателю подтверждением принятия заявления на бумажном носителе является отметка на его копии о регистрации в канцелярии с указанием даты и времени приема заявления.

На основании изложенного, считаем, что услугополучатель вправе предоставлять документы, предусмотренные Стандартом.

Дополнительно отмечаем, что разъяснения государственных органов не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер (ст.60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

В случае несогласия с настоящим ответом, Вы вправе обжаловать его в соответствии со ст.12 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» вышестоящему лицу или в суд.