Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 июня 2020 года на вопрос от 30 мая 2020 года № 620239 (dialog.egov.kz)
На портале «Открытый диалог» размещен вопрос (№ 551095 от 21.05.2019 г. (https://dialog.egov.kz/questioncontroller/view?id=551095) касательно отнесения на вычеты расходов по чекам ККМ, которые по техническим причинам не оформлены в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве (письмо НАБ от 18 апреля 2019 года №10-04/19).
Согласно разъяснению Председателя КГД МФ РК «…контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету. При этом такой чек должен соответствовать требованиям по выдаче чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу».
Из ответа следует, что в случае, если фискальный чек оформлен не должным образом, то это не дает право покупателю взять НДС в зачет и отнести расходы на вычеты через себестоимость товара, что ставит в неравное положение покупателей, купивших товар и/или услугу у одного и того же поставщика, но с разными формами оплаты — безналичным платежом без рисков, наличными средствами, без права отнесения на вычеты.
Таким образом, нарушается принцип справедливости налогообложения: поставщик, предоставляющий покупателям некорректный (не в полном объеме заполненный) фискальный чек, не подвергается административной ответственности, в то время как такой документ не является основанием для вычета покупателем.
В связи с вышеизложенным, просим разъяснить следующие вопросы:
1) Относится ли данное разъяснение только к отнесению на вычеты расходов по компенсациям при служебных командировках или же данное разъяснение следует учитывать при отнесении на вычеты любых расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, если оплата товары, работы, услуги была осуществлена посредством наличных денег?
2) Правильно ли мы понимаем, что · если налогоплательщиком были получены, но не были оплачены товары, работы, услуги, то эти расходы могут быть отнесены на вычеты при наличии первичных документов, отвечающих требованиям Законодательства РК? · данные расходы не могут быть отнесены на вычеты, если товары, работы, услуги были получены и оплачены, но в то же время чек ККМ не соответствует требованиям, установленным п.7 ст. 166 НК РК?
3) Если контрольный чек является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету, то как тогда нам следует понимать ст. 192 НК РК, согласно которой, налогоплательщики осуществляют ведение налогового учета по методу начисления?
Согласно п.2 ст. 192 «метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента».
Согласно же п.6 ст. 165 НК РК «чек контрольно-кассовой машины — первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде». Нет ли противоречия между определениями, указанными выше, и разъяснением, что «контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету»?
4) При наличии возможности относить на вычеты расходы по приобретенным товарам, работам, услугам на основании чека ККМ, достаточно ли будет соблюдения требований п. 7 ст. 166 НК РК, без учета требований, установленных п. 3 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (требования, приведенные в указанных пунктах, имеют различия)?
5) Исходя из положений Налогового Кодекса, на вычет относятся расходы «на основании первичных документов, по форме и требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности». При этом не уточняется количество таких подтверждающих документов.
Например, если в подтверждение оказанных услуг предоставлены корректно оформленные счет — фактура и Акт выполненных работ, а также чек ККМ с неполными данными, почему налогоплательщик не вправе отнести на вычет такие расходы?
6) Достаточно ли будет наличия одного лишь фискального чека соответствующего требованиям п.7 ст.166 НК РК для отнесения расходов на вычеты в целях исчисления КПН или это дополнительный документ для подтверждения вычетов?
7) Какие налоговые риски возникают по принятию товаров и услуг по одному лишь фискальному чеку, который содержит все реквизиты согласно п.7 ст.166 НК РК, не отнесенные на вычеты в целях КПН?
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.
Ответ, размещенный на портале «Открытый диалог» № 551095 от 21 мая 2019 года касательно отнесения на вычеты расходов по чекам контрольно — кассовых машин (далее — ККМ), которые по техническим причинам не оформлены в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве разъясняет вычет расходов именно по компенсациям при служебных командировках.
В соответствии с подпунктом 6) пункта статьи 165 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) чек контрольно-кассовой машины — первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ.
Следует отметить, что при применении ККМ предъявляется требование по выдаче чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу (подпункт 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса).
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-VI ЗРК (далее — Закон) внесены изменения в Налоговый кодекс по порядку применения ККМ.
Так, Налоговым кодексом, расширен перечень информации, подлежащей отражению в чеке ККМ согласно пункту 7 статьи 166, следующего содержания:
7) цену товара, работы, услуги за единицу;
10) наименование товара, работы, услуги;
11) количество приобретаемых товаров, работ, услуг, единицу их измерения;
12) общую сумму продажи товара, работы, услуги;
13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг — в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;
14) адрес места использования контрольно-кассовой машины;
15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.
При этом на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных не распространяются положения подпунктов 9) и 15) пункта 7 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона РК «О правовых актах» (далее — Закон о ПА) все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.
Следует отметить, что соблюдение требований, предъявляемых при применении ККМ, установленных Налоговым кодексом, является обязанностью налогоплательщика (подпункт 4) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса). Закон вступает в действие в течение 10 дней с момента официального опубликования.
Соответственно, учитывая, что норма прямого действия, по истечению вышеуказанного срока ККМ должны печатать чеки с учетом новых требований. Вместе с тем, в соответствии с действующим Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административных мер к новым требованиям по содержанию чека ККМ не предусмотрено.
Относительно вычета расходов связанных с осуществлением деятельности направленной на получение доходов
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
Согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктами 1 и 2 статьи 192 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено Налоговым кодексом, налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 — 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Положениями пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Формы и порядок оформления бухгалтерской документации установлен статьей 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Формы первичных учетных документов утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», а требования — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета».
Таким образом, учитывая, что перечень подтверждающих документов зависит от договорных отношений, условий сделки, приобретаемого товара, работ, услуг, а также других факторов возможность предоставления исчерпывающего перечня отсутствует.
Вместе с тем, в целях подтверждения расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 242 Налогового кодекса, в случаях обязанности налогоплательщика по выдаче чека ККМ покупателю товаров, работ, услуг утвержденной формы, такие чеки, в совокупности с другими документами, являются подтверждающими осуществление расходов.
Султангазиев М.Е.