Ответ Министра сельского хозяйства РК от 15 апреля 2020 года на вопрос от 31 марта 2020 года № 603283 (dialog.egov.kz)

В соответствии со статьей 121 Земельного Кодекса, для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Границы указанных зон и режим использования земель в них определяются органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, в соответствии с нормами и проектно-технической документацией.

Учитывая вышеизложенное установление границ охранной зоны возможно лишь после предоставления соответствующего права на земельный участок.

Вместе с тем, для использования земельного участка могут устанавливаться публичные сервитуты согласно статье 69 Земельного кодекса.

На основании изложенного прошу Вас как органа — разработчика Земельного законодательства РК дать разъяснение, касательно возможности установления охранной зоны при принятии местными исполнительными органами решений об установлении публичного сервитута, а не предоставления земельного участка.

Благодарим Вас за обращение. Согласно пункту 1 статьи 121 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс), в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи, границы указанных зон и режим использования земель в них определяются органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, в соответствии с нормами и проектно-технической документацией, за исключением зон, указанных в подпункте 9) пункта 2 указанной статьи.

Наряду с этим, согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса, публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения или целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

Конкретные цели использования земельного участка для установления публичного сервитута установлены в указанном пункте.

В данном случае, в Вашем обращений не указана конкретная цель установления публичного сервитута.

На основании изложенного и основываясь нормам пункта 4 статьи 121 Кодекса полагаем, что определение границ зон с особыми условиями пользования землей и режим его использования осуществляется после предоставления основного земельного участка.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

В случае несогласия с настоящим ответом, Вы вправе обжаловать его в соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и статьей 17 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах».