Ответ Министра финансов РК от 1 июня 2020 года на вопрос от 21 мая 2020 года № 618343 (dialog.gov.kz)

Кроме того, согласно пунктам 45-3, 45-4, 117, 117-1 Правил закупок банковская гарантия не возвращается, а электронный кошелек блокируется в случае ненадлежащего или несвоевременного исполнения требований о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора.

Вместе, с тем в ст.44 о ГЗ не предусмотрено, что поставщик признается уклонившимся в случае, если он внес обеспечение исполнения договора ненадлежащим образом или несвоевременно.

Считаю, что необходимо привести в соответствие.

Также хочу сообщить, что пункт 43 Правил не соответствует п.9 ст.38 Закона о ГЗ.

В соответствии со статьей 44 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее — Закон) в случае если потенциальный поставщик, признанный победителем, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или заключив договор о государственных закупках не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона (при наличии), то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.

В случае признания потенциального поставщика, определенного победителем государственных закупок, уклонившимся от заключения договора о государственных закупках организатор государственных закупок удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе).

Согласно пункту 45-3 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648 (далее-Правила) обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное в виде электронной банковской гарантии, не возвращается организатором государственных закупок потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

-потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

-победитель, заключив договор, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора.

Вместе с тем, согласно пункту 45-4 Правил обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное через электронный кошелек, блокируется единым оператором и не возвращается потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

-потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

-победитель, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил, требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

При этом, согласно пункту 45-5 Правил при наступлении одного из случаев, предусмотренных пунктами 45-3 и 45-4 Правил, сумма обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений зачисляется в доход соответствующего бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, или аффилированных с ними юридических лиц.

Единый оператор в течение пяти рабочих дней со дня поступления от заказчика заявления посредством веб-портала осуществляет перевод с электронного кошелька потенциального поставщика заблокированных денег по обеспечению заявки на указанный в заявлении заказчика счет, если потенциальный поставщик уклонился от заключения договора или заключив договор не внес обеспечение исполнения договора.

Таким образом, потенциальные поставщики не исполнившие требования статьей 44 Закона признаются уклонившимися от заключения договора о государственных закупках.

Вместе с тем, касательно пункта 43 Правил осуществления государственных закупок сообщаем, что предложение будет рассмотрено в рамках усовершенствования законодательства о государственных закупках.

В свою очередь, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер