Ответ Председателя Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК от 27 апреля 2020 года на вопрос от 4 марта 2020 года № 598805 (dialog.egov.kz)

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона РК от 2 июля 2018 года № 167-VI «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются в национальной и (или) иностранной валюте.

Из буквального смысла пунктов 67, 142 Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73, потенциальными поставщиками товаров, работ и услуг для субъектов естественных монополий могут выступать как резиденты, так и нерезиденты РК.

Настоящим просим Вас разъяснить, могут ли потенциальные поставщики-нерезиденты РК давать заявки на участие в конкурсе путем тендера, закупках способом запроса ценовых предложений и других способов закупок в валюте, отличной от тенге, в том числе по закупкам осуществляемым способом через электронные торговые площадки.

В соответствии с пунктами 60, 61 Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73 (далее — Правила) субъект естественной монополии публикует тендерную документацию с перечнем сведений, в том числе включающую в себя утвержденную форму объявления о проведении тендера, где общая сумма выражается в тенге.

Также, согласно пункту 67 Правил, субъект естественной монополии публикует объявление о закупках способом запроса ценовых предложений утвержденной формы, где также общая сумма, выражается в тенге.

Кроме того, Правилами утверждены формы заявок на участие в конкурсе (тендере) и в закупках способом запроса ценовых предложений, где также указывается цена в тенге за единицу.

В свою очередь, представление потенциальным поставщиком заявки на участие в закупках, является выражением его согласия с условиями объявления и поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 190 Правил, ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган в случае установления нарушения процедуры проведения закупок субъектом естественной монополии, установленных законодательством о естественных монополиях, выносит предписание о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях, в том числе об отмене закупок, договора о закупках и (или) проведении повторных закупок, а также не учитывает данные затраты при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, утверждении инвестиционной программы и рассмотрении отчетов об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы.

В связи с чем, при осуществлении закупок субъектам естественных монополий и потенциальным поставщикам необходимо руководствоваться действующим законодательством.