Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 12 мая 2020 года на вопрос от 30 апреля 2020 года № 612511 (dialog.egov.kz)

В течении 2019 года местным субъектом (участником междунардной группы) совершены операции со связанной стороной по обучению сотрудников.

В рамках закона о трансфертном ценообразовании данные операции попадают под категорию контролируемых сделок. Сторона, оказывающая услуги по обучению сотрудников, привлекала стороннюю компанию (не является участником международной группы и взаимосвязанной стороной) для организации обучения. Сумма платежа за обучение сформирована из стоимости услуги по обучению сторонней организации и небольшой премии за организацию обучения участника международной группы.

Вопрос: Установлено ли какими либо нормативно-правовыми документами право, позволяющее признать данную операцию несущественной и не осуществлять анализ по обоснованию начисленной премии (цены) рыночным условиям.

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Из запроса следует, что в течение 2019 года местным субъектом (участником международной группы) совершены операции со связанной стороной по обучению сотрудников. В рамках Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года № 67-IV (далее — Закон), данные операции попадают под категорию контролируемых сделок. Сторона, оказывающая услуги по обучению сотрудников, привлекала стороннюю компанию (не является участником международной группы и взаимосвязанной стороной) для организации обучения. Сумма платежа за обучение сформирована из стоимости услуги по обучению сторонней организации и небольшой премии за организацию обучения участника международной группы.

В соответствии с подпунктом 1) пункта статьи 3 Закона контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по международным деловым операциям. Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 5 Закона участники сделки обязаны вести отчетность и документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены сделки.

С учетом вышеизложенного, указываем, что налогоплательщики обязаны осуществлять анализ по обоснованности начисленной премии (цены) рыночным условиям по всем совершаемым сделкам, т.е. в действующих нормативно-правых актах по трансфертному ценообразованию отсутствует понятие «несущественные операции».

Для сведения сообщаем, что в настоящий период КГД МФ РК проводится соответствующая работа по внесению изменений в нормативно-правые акты где будет определена материальная категория контролируемых сделок, общая минимальная сумма доходов (расходов) сделок подлежащих отражению в отчетности по трансфертному ценообразованию.

При этом необходимо иметь в виду, что налогоплательщики обязаны вести анализ по обоснованности начисленной премии (цены) рыночным условиям по всем совершаемым сделкам и по запросу уполномоченных органов участник сделки обязан представлять информацию и документы, подтверждающие обоснованность применяемой цены сделки, в течение девяноста календарных дней, а также в ходе проведения проверок предоставлять экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемую цену (пп.4),5) п.3 статья 5 Закона).

Султангазиев М.Е.