Ответ Министра энергетики РК от 31 января 2018 года на вопрос от 18 января 2018 года № 531045 (dialog.egov.kz)

Уважаемый Канат Алдабергенович,

Я являюсь представителем уранодобывающей компании ТОО «СП ЮГХК». Товарищество осуществляет деятельность согласно контрактам № 1800 от 08.07.2005 года и № 647 от 28.03.2001 года на проведение разведки и добычи урана на участке №4 месторождения Инкай и месторождения Акдала соответственно.

Вопрос: распространяется ли на строительство объектов уранодобывающих компаний, в рамках исполнения контрактных обязательств по разведке и добыче урана ст. 27 Кодекса «О недрах и недропользовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018г.) «Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и (или) других хозяйственных объектов допускаются только после получения положительного заключения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа по изучению и использованию недр об отсутствии или о малозначительности полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки»?

Учитывая, что проекты на строительство промышленных объектов проходят комплексную вневедомственную экспертизу, а также другие предусмотренные законодательством экспертизы и согласования, строительство ведется на горных отводах с учетом изменения целевых назначений, предоставленных компетентным органом и являющимися неотъемлемой частью к вышеуказанным контрактам.

Согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее — Кодекс), проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и (или) других хозяйственных объектов допускаются только после получения положительного заключения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа по изучению недр об отсутствии или малозначительности полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

При этом в соответствии с пунктом 2 этой же статьи, застройка территорий залегания полезных ископаемых допускается с разрешения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, выдаваемого по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа по изучению недр, при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Учитывая изложенное необходимо отметить, что данная статья формирует в Кодексе общее положение о праве недропользования и предусматривает обязанность недропользователя при проектировании и строительстве населенных пунктов, промышленных комплексов и (или) других хозяйственных объектов обращаться за положительным заключением в соответствующие государственные органы в целях определения отсутствия или малозначительности полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Вместе с тем, указанная статья не предусматривает, что проектирование и строительство в рамках данной статьи связано с исполнением контрактных обязательств по разведке и добыче урана.

При этом, вопросы обязательства недропользователей в области обучения, науки и социально-экономического развития региона в течение периода добычи урана изложены в особенной части Кодекса и являются особенностями предоставления и прекращения права недропользования на добычу урана.

Так согласно пункту 2 статьи 178 Кодекса, к финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры относятся расходы недропользователя на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.

На основании изложенного полагаем, что проектирование и строительство в рамках статьи 27 Кодекса не связано с исполнением контрактных обязательств по разведке и добыче урана.