С.И. Климкин, к.ю.н.,
профессор НАО «Университет Нархоз»,
г.н.с. Института законодательства
и правовой информации
Республики Казахстан, в.н.с. НИИ
частного права Каспийского университета

  1. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 г. № 390-V «О саморегулировании» (далее – Закон, анализируемый Закон) является основным, «сквозным» нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения, связанные с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в Республике Казахстан, которым определяются условия создания и функционирования саморегулируемых организаций, членства (участия) в них и их правовое положение.

Проект закона был разработан в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 г. № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» и Концепцией государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2014 г. № 380.

Уполномоченным органом в сфере саморегулирования является Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Так, в соответствии с подпунктом 2) п. 1 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 г. № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан», Министерство национальной экономики Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также межотраслевую координацию в сферах <…> регионального развития, развития местного самоуправления, развития и поддержки частного предпринимательства, саморегулирования.

В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 250.000.000. Законодательство о предпринимательской деятельности (250.002.000. Саморегулирование предпринимательской деятельности).

Со дня принятия Закона в него были внесены изменения и дополнения шестью Законами.

  1. По мнению Е.П. Губина, идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем, полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, – с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества, – с другой [1].

Саморегулирование позволяет достигать устойчивых экономических показателей с помощью объединения ресурсов отдельных предприятий для достижения общих целей. СРО становится базой для организации профильных курсов для работников малого и среднего бизнеса. Основой саморегулирования является инициативная деятельность членов, а, следовательно, постоянное развитие и совершенствование деятельности [2].

Иная позиция занята Ф.С. Карагусовым, который, критикуя увлеченность отдельных казахстанских авторов диспозитивностью правового регулирования корпоративных отношений, отмечает, что «отказ в регулирования правового положения компаний императивными нормами национального законодательства означает возврат к практике саморегулирования, которая в развитых правопорядках давно признана не просто неэффективной, но и вредоносной. Допущение сколько-нибудь широкой диспозитивности в регулировании отношений по корпоративному управлению, как и дальнейшие задержки в системном реформировании системы юридических лиц и модернизации корпоративного законодательства повлечет еще более низкую степень определенности казахстанской правовой системы и еще большее снижение доверия к ней со стороны участников гражданского оборота, национальных и иностранных инвесторов и других контрагентов» [3].

Справочно: Комментируя в свое время Закон Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», мы указывали, что он содержит значительное число диспозитивных норм, дающих возможность изменить предложенные ими условия учредительными документами товарищества. Всего таких норм в Законе мы насчитали не менее тридцати. Также более сорока норм Закона позволяют их раскрыть или дополнить учредительными документами ТОО. Отметим, что Закон о ТОО, имея безусловные достоинства, содержит также и значительное число лишних, спорных, порой противоречивых, а нередко и просто ошибочных положений [4].

В этой связи мы осторожно относимся к расширению свободы в регулировании корпоративных отношений, включая саморегулирование, в том виде, как оно представлено в анализируемом Законе.

  1. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 32 «Об утверждении Правил ведения реестра саморегулируемых организаций и о внесении дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 г. № 4 «Об утверждении форм уведомлений и Правил приема уведомлений государственными органами, а также об определении государственных органов, осуществляющих прием уведомлений» утверждены Правила ведения реестра саморегулируемых организаций.

Так, например, в Реестр саморегулируемых организаций Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан по состоянию на 19 декабря 2022 г. внесены 12 организаций; в Реестр саморегулируемых организаций Министерства юстиции – 86 палат юридических консультантов (согласно нумерации; последнее обновление – 4 марта 2022 г.).

  1. В своем первом в качестве Президента Республики Казахстан Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. К-Ж.К. Токаев отметил: «Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля» [5].

В Послании от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реалии: время действий» Президент обратил внимание, в том числе на бизнес-климат: «Эта сфера нуждается в реформах, поскольку регуляторная система по-прежнему остается громоздкой, даже карательной. Базовые принципы регуляторной политики должны быть изменены. Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии. Законодательно и на практике следует зафиксировать преобладание сущности над формой: здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами. Трехлетний мораторий на проверки предоставляет хорошую возможность внедрить такое регулирование «с чистого листа» [6].

Наконец, в Послании от 1 сентября 2022 г. «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Президент отметил, что одним из приоритетов нового экономического курса станет стимулирование частной предпринимательской инициативы, то есть отход от госкапитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику. <…> Необходимо запустить полноценное «регулирование с чистого листа». Это поручение волокитится уже два года [7].

  1. Между тем, еще на этапе обсуждения, в Экспертном заключении Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан на проекты законов «О саморегулировании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования» от 12 декабря 2014 г. № 14307 отмечалось, в том числе, что 19 ноября 2014 г. на площадке Национальной палаты предлагаемая Министерством национальной экономики модель саморегулирования была презентована предпринимателям в формате видеоконференции (с участием МНЭ, МФ, региональных палат предпринимателей, отраслевых ассоциаций и союзов). По итогам обсуждения представителями бизнес-сообщества поддержан проект закона Республики Казахстан, предусматривающий четкое разграничение объединений субъектов предпринимательской деятельности на добровольной основе и физических лиц профессиональной деятельности в обязательном порядке в конкретных пяти сферах (нотариусы, адвокаты, оценщики, аудиторы, частные судебные исполнители). Вместе с тем, 11 декабря т.г. в рабочем порядке представлены новые редакции законопроектов, согласно которым саморегулируемая организация может быть образована на принципе добровольного или обязательного членства, при этом субъектами объединения могут выступать как субъекты предпринимательской деятельности, так и физические лица, профессиональной деятельности. Отмечаем, – указала Национальная палата, что предпринимателями в целом не поддерживалась модель саморегулирования, предусматривающая обязательное объединение субъектов предпринимательства, о чем неоднократно отмечалось Национальной палатой.

Также обращает на себя внимание тезис из Пояснительной записки к проекту этого закона за подписью Премьер-министра Республики Казахстан К. Масимова о том, что законопроект предусматривает регламентацию создания саморегулируемой организации как самостоятельной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, с установлением базовых принципов и целей создания, прав и обязанностей ее членов, порядка образования и функционирования органов саморегулируемых организаций, полномочий, порядка избрания и ответственности ее должностных лиц, а также проведение контроля за соблюдением участниками правил и стандартов [8].

В этой связи мы приходим к выводу, что подготовленные и презентованные в свое время Министерством национальной экономики Республики Казахстан варианты законопроекта вызывали неоднозначную реакцию и даже непонимание как в деловой среде, так и на различных уровнях государственного управления.

Еще более острую реакцию в профессиональном и научном сообществе вызвал инициированный Министерством юстиции Республики Казахстан проект закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (принят 5 июля 2018 г., № 176-VI).

Так, например, коллегия коммерческих юристов «KAZAKHSTAN BAR ASSOCIATION» отмечала, в том числе, что регулирование юридической профессии должно проводиться путем законодательного установления общих единых стандартов юридической профессии, которым должны следовать все юристы и саморегулируемые организации юристов. <…> В условиях множественности палат юридических консультантов, предусмотренной законопроектом, предоставление палатам права самим устанавливать стандарты профессиональной деятельности может привести к существенному разнобою в подходах к этим стандартам, и потребители услуг не получат гарантий качества, даже если конкретный юрист является членом палаты юридических консультантов. <…> Заложенные в законопроект механизмы контроля деятельности палат юридических консультантов и коллегий адвокатов, юридических консультантов и адвокатов противоречат принципам независимости и саморегулирования. Объем компетенции уполномоченного органа по контролю и надзору за их деятельностью чрезмерно широки и нарушают принцип независимости субъектов юридического рынка. Государство не должно вмешиваться в деятельность юридического сообщества, особенно в деятельность отдельно взятого юриста по конкретным делам. Надо исключить из законопроекта административно-командные методы воздействия на саморегулируемые профессиональные организации юристов [9].

А.Н. Шайкенов, будучи первым заместителем председателя Палаты юридических консультантов «IUSTUS», указывал, что существующее сейчас многообразие профессиональных стандартов и методов их обеспечения создают конкуренцию палат юридических консультантов, стремящихся выглядеть лучше в глазах рынка и старающихся постоянно повышать свои стандарты и методы их поддержания на фоне друг друга. <…> Позиция авторов законопроекта о том, что множественность палат юридических консультантов затрудняет Министерству юстиции контроль за их деятельностью, и потому Министерству следует переложить этот контроль на общественную организацию с обязательным членством, должна быть признана полностью антидемократичной [10].

По мнению М.К. Сулейменова и Ф.Б. Алиева, поскольку помимо профильного закона к палатам применяется положения Закона «О саморегулировании», палаты имеют право сами инициировать и решить вопрос о необходимости создания Республиканской Палаты, если посчитают это целесообразным. В установлении обязательной «золотой надстройки» для юридических консультантов смысла нет. <…> На сегодняшний день вполне достаточно ОЮЛ, объединяющих определенное количество палат в своих рядах на добровольных началах, и ни одна из них не должна иметь монополию. Юристы сами должны решать этот вопрос. <…> Очевидно, что институт юридических консультантов является состоявшимся институтом, и его дальнейшее развитие и совершенствование должно проходить гармонично и сбалансировано, без «революционных» инициатив. Необходимо продолжать развивать концепцию, изначально заложенную законодателем и профильным министерством по отношению к юридическим консультантам, поддерживать принципы саморегулирования и свободы предпринимательской деятельности, плюрализм и множественность палат [11].

  1. Согласно подпункту 3) ст. 1 Закона, саморегулируемая организация – некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), общественного объединения или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, основанная на добровольном либо обязательном членстве (участии) субъектов частного предпринимательства или субъектов профессиональной деятельности по принципу общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

В этой связи нами проведен выборочный анализ законов Республики Казахстан, регулирующих отдельные организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, на членов которых, как указывалось в Экспертном заключении НПП Республики Казахстан «Атамекен», на начальных этапах обсуждения законопроекта планировалось распространить обязательность их участия (нотариусы, адвокаты, оценщики, аудиторы, частные судебные исполнители).

Пунктами 1-4 ст. 26 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. № 155-І «О нотариате» установлено, что нотариальная палата является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для обеспечения соблюдения частными нотариусами законодательства Республики Казахстан о нотариате, профессиональных и этических норм. Деятельность нотариальной палаты регулируется настоящим Законом и уставом. Нотариальная палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном законом порядке. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна нотариальная палата. Республиканская нотариальная палата является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, объединяющей территориальные нотариальные палаты, основанной на их обязательном членстве.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст. 10 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. № 304-І «Об аудиторской деятельности», профессиональные организации являются некоммерческими организациями и действуют на основании устава, принимаемого на общем собрании их членов. Структура и рабочие органы профессиональных организаций, соответствующие порядку аккредитации профессиональных организаций, определяются их уставами. Учредителями и участниками профессиональных организаций могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Подпунктом 3-1) ст. 1 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» определено, что Республиканская палата частных судебных исполнителей – некоммерческая, профессиональная организация, осуществляющая координацию деятельности частных судебных исполнителей и соблюдение ими законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Согласно статьям 1, 3 устава Республиканской палаты частных судебных исполнителей Республики Казахстан, утвержденного республиканским Съездом частных судебных исполнителей Республики Казахстан 27 сентября 2018 г., установлено, что Палата является некоммерческой, профессиональной, самоуправляемой организацией, осуществляющей координацию деятельности частных судебных исполнителей и контроль за соблюдением ими законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Палата является юридическим лицом, основанным на обязательном членстве частных судебных исполнителей Республики Казахстан.

Таким образом, указаний на саморегулирование в этих Законах не содержится.

Согласно пунктам 1, 3 ст. 16 Закона Республики Казахстан от 10 января 2018 г. № 133-VI «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», палата оценщиков создается в форме некоммерческой организации и является саморегулируемой организацией, основанной на обязательном членстве, объединяющей на условиях членства не менее трехсот оценщиков. Статус палаты оценщиков приобретается с даты ее внесения уполномоченным органом в области оценочной деятельности в реестр саморегулируемых организаций оценщиков. Подпунктом 1) п. 6 ст. 16 этого Закона установлено, что палата оценщиков подлежит ликвидации по основанию несоответствия требованиям настоящего Закона, Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».

В Законе РК от 5 июля 2018 г. № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» палата юридических консультантов определяется как саморегулируемая, основанная на обязательном членстве организация, созданная в целях регулирования деятельности по оказанию юридической помощи и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики, включенная в реестр палат юридических консультантов, объединяющая на условиях членства не менее двухсот юридических консультантов. Деятельность палаты юридических консультантов регулируется Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан, а также уставом, правилами и стандартами палаты юридических консультантов.

Всего же в этом Законе нами обнаружено не менее восьми ссылок на Закон Республики Казахстан «О саморегулировании» (пункт 2 ст. 78, часть первая ст. 81, часть вторая ст. 84, часть первая п. 2 ст. 85, статья 86, часть вторая п. 2 ст. 87, пункт 7 ст. 92, статья 93). При этом все они расположены в статьях Закона, посвященных палате юридических консультантов.

Также отметим, что в настоящее время сразу в нескольких министерствах Казахстана прорабатывается вопрос передачи отдельных государственных функций в саморегулирование. Как отмечает А. Московчук, – то есть путем объединения представителей тех или иных профессиональных отраслей в саморегулируемые организации с обязательным членством и последующего делегирования их руководством функций госорганов. Это значит, что многие общественно-значимые сферы, напрямую контролируемые государством, вскоре будут управляться группами частных лиц, что может грозить увеличением коррупционных рисков и снижением качества работы отрасли. Максимально пристально стоит рассматривать передачу государственных функций в сферах, напрямую связанных с обеспечением безопасности населения. Например, в строительной отрасли, здравоохранении, сельском хозяйстве. Стоит ли подобных рисков внедрение СРО в жизненно важные для Казахстана сферы? Неужели государство настолько устало от выполнения некоторых своих функций, что готово делегировать их, несмотря на очевидные минусы такой передачи? Если да, то за этим явно усматривается чей-то интерес и он – явно не народный [12].

На основании изложенного считаем, что анализируемый Закон не может быть расценен как направленный на обеспечение выполнения стратегических целей государства.

  1. В Законе обнаружены следующие прямые отсылки к кодексам Республики Казахстан:

1) Кодексу Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»:

«Для введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), регулирующий государственный орган и заинтересованные лица должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в отношении разрабатываемых ими проектов документов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан» (часть первая п. 4 ст. 3 Закона),

«Государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляются путем проверок и профилактического контроля и надзора в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан» (пункт 1 ст. 29 Закона);

2) Гражданскому кодексу Республики Казахстан:

«Законодательство Республики Казахстан о саморегулировании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан» (пункт 1 ст. 2 Закона).

  1. Проведем анализ отдельных положений Закона на предмет выявления типичных дефектов, способствующих формированию различной практики применения законодательства

8.1. Пункт 1 ст. 2 Закона устанавливает, что законодательство Республики Казахстан о саморегулировании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан» (пункт 1 ст. 2 Закона).

При этом, однако, отметим, что такого законодательного акта, как «Гражданский кодекс Республики Казахстан», не существует.

Есть Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. № 268-XIII и Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-І.

Это два самостоятельных законодательных акта, принятых и введенных в действие в разное время, разными высшими представительными органами страны и имеющих разные регистрационные номера [13].

В этой связи необходимо максимально корректно использовать такого рода бланкетные нормы.

8.2. Пунктом 1 ст. 10 Закона установлено, что учредительными документами саморегулируемой организации являются устав и (или) учредительный договор.

При этом частью первой п. 1 ст. 41 ГК РК (Общая часть) предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании:

1) устава и учредительного договора;

2) устава;

3) устава и оформленного в письменном виде решения об учреждении юридического лица (решения единственного учредителя) в случае, если юридическое лицо учреждено одним лицом.

Таким образом, по общему правилу, устав юридического лица является его обязательным учредительным документом.

В этой связи в пункте 1 ст. 10 анализируемого Закона слова «устав и (или) учредительный договор» следует заменить словами «устав или устав и учредительный договор».

8.3. Частью четвертой п. 1 ст. 14 Закона установлено, что передача права голоса членом (участником) саморегулируемой организации иному лицу, в том числе другому члену (участнику) саморегулируемой организации, допускается только законному представителю.

Между тем, термин «законный представитель» имеет свое конкретное содержание.

Так, например, подпунктом 12) ст. 1 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 г. № 518-IV «О браке (супружестве) и семье», определено, что законные представители ребенка – родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.

Согласно статье 164 ГК РК (Общая часть), от имени недееспособных граждан сделки совершают их законные представители.

В этой связи часть четвертую пункта 1 статьи 14 предлагается изложить в следующей редакции:

«Передача права голоса членом (участником) саморегулируемой организации иному лицу, в том числе другому члену (участнику) саморегулируемой организации, допускается на основании надлежаще оформленных полномочий представителя члена (участника) саморегулируемой организации».

8.4. Частью третьей ст. 16 Закона установлено, что исполнительный орган управления саморегулируемой организации подлежит назначению не реже одного раза в три года.

Упречность данного положения в том, что 1) «назначению подлежит» не сам исполнительный орган, а его состав, то есть члены исполнительного органа, 2) назначению членов исполнительного органа должно предшествовать прекращение полномочий предыдущего состава исполнительного органа.

В этой связи часть третья статьи 16 Закона требует корректировки и может быть изложена в следующей редакции:

«Члены исполнительного органа управления саморегулируемой организации подлежат ротации не реже одного раза в три года.».

8.5. Частью третьей п. 5 ст. 20 Закона установлено, что срок для представления заключения на правила и стандарты не может быть более пятнадцати рабочих дней со дня их поступления в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан.

Однако при этом вызывает непонимание часть четвертая п. 5 ст. 20 Закона, согласно которой в случае непредставления заключения в установленные сроки заключение считается полученным.

Следует учитывать, что результатом рассмотрения и изучения представленных в Национальную палату предпринимателей проектов правил и стандартов саморегулируемой организации может быть как положительное, так и отрицательное заключение. В нем также могут найти свое отражение и рекомендательные положения по отдельным вопросам, содержащимся в проектах правил и стандартов саморегулируемой организации.

В этой связи положение Закона о том, что «в случае непредставления заключения в установленные сроки заключение считается полученным» без ознакомления саморегулируемой организацией с его содержанием и выводами, изложенными в нем, оказывается лишенным смысла.

Здесь же отметим, что в главе 3 «Компетенция Национальной палаты» Закона Республики Казахстан от 4 июля 2013 г. № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» нами не обнаружено положений, прямо возлагающих на Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан обязанностей по рассмотрению правил и стандартов саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве (участии), а также даче по ним своих заключений.

 

__________

Ссылки:

  1. Губин Е.П. Предпринимательское право, 2017

https://be5.biz/pravo/p041/16.html

  1. Акашев Ю.И. Саморегулирование в предпринимательской деятельности / Ю.И. Акашев, Г.Д. Кулагин // Молодой ученый, 2022, № 14. С. 143-145.
  2. Карагусов Ф.С. О корпоративном устройстве, договорном регулировании корпоративных отношений и модернизации корпоративного законодательства (тезисы) / Перспективы развития корпоративного права и корпоративного законодательства Республики Казахстан. Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 55-летию профессора С.И. Климкина (г. Алматы, НАО «Университет Нархоз», 22 февраля 2022 г. / Отв. ред. С.И. Климкин, Г.Т. Казиева. – Алматы: Жеті Жарғы, 2022. С. 25.
  3. Климкин С.И. Товарищество с ограниченной ответственностью: Комментарий к Закону Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. 2-е изд., исп. и доп. – Алматы, Юрист, 2016. С. 19.
  4. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana
  5. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g
  6. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130
  7. Досье на проект Закона Республики Казахстан «О саморегулировании» (31 декабря 2014 г.).
  8. Позиция коллегии коммерческих юристов KAZAKHSTAN BAR ASSOCIATION в отношении проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (31 октября 2017 года) // // ИСС «Параграф», раздел «Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2022 г.)».
  9. Шайкенов А.Н. О соответствии проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» некоторым нормам Конституции РК // ИСС «Параграф», раздел «Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2022 г.)».
  10. Сулейменов М.К., Алиев Ф.Б. «Крепостные юристы» или о том, как предлагается реформировать профессию юриста в Казахстане // Zakon.kz, 14 октября 2020 г.
  11. Московчук А. К чему такая СРОчность: зачем стратегически важные отрасли хотят лишить прямого госконтроля // Zakon.kz, 17 марта 2023 г.

https://www.zakon.kz/6387453-k-chemu-takaya-srochnost-zachem-strategicheski-vazhnye-otrasli-khotyat-lishit-pryamogo-goskontrolya.html

  1. Подробнее об этом см.: Климкин С.И. Гражданское право и цифры — 2 / в кн.: Климкин С.И. Гражданское право Республики Казахстан: Зигзаги нормотворчества. – Алматы: Жеті Жарғы, 2019. С. 64;

то же: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33122105