Ответ Министра национальной экономики РК от 20 декабря 2019 года на вопрос от 6 декабря 2019 года № 584222 (dialog.egov.kz)
Здравствуйте, прошу разъяснить следующее:
1) могут ли государственные органы осуществлять проверки предпринимателей без регистрации проверки, без уведомления предпринимателей в отношении которых проводится проверка, без осуществления процедур, предусмотренных Предпринимательским кодексом РК для проведения проверки;
2) из Предпринимательского кодекса РК (ст. 140, ст. 156 и др.) исходит, что направление государственным органом запросов относится к проверке, однако на практике многими государственными органами запросы проверкой не считаются и не регистрируются с соблюдением установленных Предпринимательским кодексом РК процедур для регистрации проверки, является ли проверкой направление государственным органом запроса в адрес третьих лиц для получения информации и сведений по юридическому лицу (предпринимателю);
3) имеются ли исключения, при которых государственный орган может не регистрировать проверку;
4) есть ли государственные органы, которым разрешено направлять запросы в адрес третьих лиц для получения информации и сведений по юридическому лицу (предпринимателю) без открытия проверки.
Заранее спасибо!
Уважаемый господин Лопарев!
Благодарим Вас за обращение!
Рассмотрев Ваше обращение касательно разъяснения общих вопросов проверки, в рамках компетенции сообщаю следующее.
Касательно возможности государственных органов по осуществлению проверки предпринимателей без регистрации, уведомления, а также без осуществления обязательных процедур предусмотренных Предпринимательским кодексом РК.
В соответствии с пунктом 4 и 5 статьи 129 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, государственные органы при осуществлении государственного контроля и надзора в таких сферах как таможенное дело;
— контроль за выполнением недропользователями условий контрактов и (или) лицензий на недропользование, высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;
— контроля и надзора в ходе досудебного производства по уголовному делу;
— правосудия;
— оперативно-розыскной деятельности;
— контрразведывательной деятельности;
— контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах, не руководствуются требованиями статьи 146 и 147 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которыми требуется регистрация в органах правовой статистики и специальных учетов акта о назначении, дополнительного акта о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора), а также уведомление субъекта контроля и надзора о предстоящем контроле и надзоре, так как Глава 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан не распространяется на отношения, связанные с осуществлением данных видов контроля и надзора.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 140 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, обязательные требования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан по регистрации, уведомлению, по соблюдению сроков и другие обязательные процедуры, предусмотренные статьей 137 и параграфом 2 главы 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан не распространяются на осуществление контроля и надзора, связанных с контролем пересечения Государственной границы, соблюдением безопасности дорожного движения, безопасной эксплуатацией воздушных судов, борьбой с браконьерством при охране животного мира, лесов, проведением мероприятий на карантинных территориях, контролем торговлей вне мест, установленных МИО и т.д.).
Вышеуказанные сферы контроля и надзора исключены из статьи 137 и параграфа 2 главы 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (общего порядка проведения контроля, предусмотренного Предпринимательским кодексом) в связи с невозможностью применения к ним системы оценки рисков по причине неопределенности субъектов контроля, отсутствия стационарности их деятельности для планирования проверки, а также наступления определенного действия, подпадающего под контроль.
Касательно отнесения к проверке запросов государственных органов предпринимателям по предоставлению информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, проверку и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводят органы контроля и надзора путем совершения одного из следующих действий: запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении профилактического контроля и надзора.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», официальное разъяснение нормативного правового акта дается исключительно в целях уяснения, уточнения содержания норм права, не может изменять смысл норм права и выходить за пределы разъясняемой нормы.
Таким образом, необходимо отметить, что в вышеуказанных действиях государственных органах термин «запрос необходимой информации» применяется в пределах регулирования однородного общественного отношения, связанного с проведением проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.