Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 3 июня 2020 года на вопрос от 25 мая 2020 года № 618989 (dialog.egov.kz)

Предприятие обладает правом недропользования на основании контракта на добычу железных руд.

Просим вас разъяснить:

— имеет ли право предприятие реализовывать вскрышную породу для реконструкции автомобильной дороги областного или республиканского значения;

— имеет ли право предприятие реализовывать отходы обогатительного передела для реконструкции автомобильной дороги областного или республиканского значения;

— имеет ли право предприятие реализовывать вскрышную породу из отвалов сформированных после вступления в силу Кодекса РК «О недрах и недропользовании.

Согласно пункту 1 статьи 13 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее — Кодекс) техногенными минеральными образованиями (далее — ТМО) признаются скопления отходов горнодобывающих, горно-перерабатывающих и энергетических производств, содержащих полезные компоненты и (или) полезные ископаемые.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Кодекса право собственности на ТМО, возникшие в результате деятельности недропользователя на участке недр, находящемся в пользовании у данного недропользователя, сохраняется за ним на срок действия права недропользования.

Недропользователи, являющиеся собственниками ТМО, вправе с учетом положений статьи 13 Кодекса владеть, пользоваться и распоряжаться ТМО, возникшими в результате деятельности на предоставленном им в пользование участке недр, а также отчуждать их третьим лицам.

К ТМО, которые могут содержать полезные ископаемые, относятся ТМО, являющиеся отходами добычи твердых полезных ископаемых (вскрыша, вмещающая порода и бедная (некондиционная) руда).

Указанные ТМО образуются неизбежно в процессе добычи твердых, включая общераспространенных полезных ископаемых из недр.

При этом согласно пункту 2 статьи 214 Кодекса (в редакции, действующей до 1 января 2024 года) добыча твердых полезных ископаемых проводится на участке недр с выявленными ресурсами и запасами твердых полезных ископаемых, представляющими для недропользователя коммерческий интерес.

При этом извлечение твердых полезных ископаемых из недр допускается исключительно из запасов, включенных в государственный баланс полезных ископаемых.

Следовательно, при использовании таких ТМО, то есть извлечении из них полезных ископаемых, непосредственно недропользователем (в любых целях, включая последующую переработку для извлечения полезных компонентов или отчуждения третьим лицам), ресурсы и запасы полезных ископаемых, содержащихся в указанных ТМО, подлежат оценке (подсчету) в целях налогообложения добычи твердых (общераспространенных) полезных ископаемых из ТМО.

Таким образом, добыча из ТМО содержащихся в них полезных ископаемых, в том числе в целях реализации их третьим лицам, допускается при условии проведения оценки (подсчета) запасов и постановки их на государственный учет полезных ископаемых (постановке на баланс), с последующей уплатой налога на добычу полезных ископаемых, если ранее он не был уплачен.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Указанное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.