Ответ Министра сельского хозяйства РК от 4 февраля 2020 года на вопрос от 22 января 2020 года № 590928 (dialog.egov.kz)

Здравствуйте, прошу Вас дать разъяснение по следующим нормам законодательства:

  1. Согласно статье 71-1 Земельного кодекса (далее по тексту — Кодекс ), недропользователи, осуществляющие операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению на земельных участках, находящихся в частной собственности или землепользовании, могут проводить необходимые работы на таких участках на основании частного или публичного сервитута без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.

Но публичный сервитут устанавливается в случаях предусмотренной пунктом 4 статьи 69 Кодекса.

При этом согласно пункту 4 настоящей статьи установлено, что публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения или целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

То есть согласно статье 17 и 19 Кодекса по компетенции могут устанавливать сервитут и аким района и акимы сел, сельский округов, поселка и города районного значения.

Возникает следующий вопрос, может ли аким района (местный исполнительный орган района) установить публичный сервитут по землям (населенным пунктам) чье ведение к примеру находиться акима села?

Ведь компетенции четко распределены согласно нормам Кодекса.

По предоставлению и в том числе по установлению публичного сервитута необходимо обращаться по месту нахождения земельного участка?

Вопрос следующий, если согласно пункту 4 статьи 69, публичный сервитут устанавливается на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

А предоставление земельных участков производятся согласно статье 43 Кодекса, с учетом положении предусмотренной статьи 48 Кодекса, тем самым какая процедура по установлению публичного сервитута?

Если ссылаться на 43 статью, есть необходимость изготовления землеустроительного проекта.

Необходима ли землеустроительная документация?

В случае если публичный сервитут устанавливается для изыскательских работ, каким образом можно узнать точные границы и площадь накладываемого сервитута и землепользователей на чьи земли устанавливается сервитут?

Ведь уточненную площадь и границы земельного участка можно узнать только после проведения землеустроительных работ, но прямой ссылки на изготовление землеустроительного проекта при установлении публичного сервитута нет, но так как это затрагивает интересы других землепользователей, нужно ли согласование со смежниками.

При этом согласно «Правил выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта» Разработка землеустроительных проектов по упорядочению существующих земельных участков производиться в случаях:

1) раздела земельных участков;

2) объединения (слияния) земельных участков;

3) изменения идентификационных характеристик земельного участка (конфигурации, границ, площади);

4) изъятия или выкупа земельных участков для государственных нужд, а упорядочение (устранение недостатков) — существующих землепользований сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств это землеустроительные действия по внесению целенаправленных улучшающих изменений в их площадь, размещение, границы в целях создания условий для улучшения использования земли и повышения эффективности производства.

Но при установлении публичного сервитута, сервитут устанавливается не по землям принадлежащей организации который будет проводить изыскательские работы, а по землям принадлежащие на праве частной собственности и на праве временного землепользования физическим и юридическим лицам. Так же подлежит ли государственной регистрации публичный сервитут выданный сроком на 5 лет для изыскательских работ?

В соответствии с подпунктом 1-1) статьи 17 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс) установление публичных сервитутов для целей недропользования, связанных с геологическим изучением и разведкой полезных ископаемых относится к компетенции районного (кроме районов в городах) исполнительного органа в области регулирования земельных отношений в пределах границ района.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 379 выполнение землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта осуществляется при предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности и при упорядочении существующих земельных участков.

На основании вышеизложенных, полагаем, что выполнение землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта не требуется, поскольку при установлении публичного сервитута земельный участок не предоставляется и для принятия решения местного исполнительного органа достаточно сведения из государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 7 статьи 69 Кодекса, собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, за исключением лиц, которым земельный участок был предоставлен в собственность или землепользование с имеющимся обременением в виде публичного сервитута, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности — другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

В случае установления публичного сервитута для целей проведения операций по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению выплата суммы платы, предусмотренной частью первой настоящего пункта, и (или) возмещение убытков, предусмотренных частью второй настоящего пункта, производятся соответствующим недропользователем.

Из положений вышеуказанной нормы следует, что публичный сервитут устанавливается местным исполнительным органом и обременяет других собственников или землепользователей земельных участков.

По вопросу государственной регистрации в правовом кадастре публичного сервитута рекомендуем обратиться в Министерство юстиции Республики Казахстан

В соответствии с п.4 ст.60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

Для получения подробного разъяснения норм земельного законодательства рекомендуем при следующем обращений указать конкретные субъекты или конкретную ситуацию, и приложить копии подтверждающих документов.