Ответ Министр культуры и спорта РК от 28 мая 2020 года на вопрос от 12 мая 2020 года № 615392 (dialog.egov.kz)

Хотелось бы получить консультацию относительно процедуры проведения лотереи на территории РК и необходимых документов для открытия соответствующей компании и необходимых процедур для проведения блокчейн лотереи!

Спасибо

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» (далее — Закон) лотерея — это игра, которая проводится в соответствии с Законом, условиями проведения лотереи и договором, в котором одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения лотереи.

Согласно подпункту 16) пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 5 Закона лотерея в зависимости от способа её проведения подразделяется на следующие виды:

1) моментальная лотерея — вид лотереи, в которой совокупность символов (надписей, чисел, знаков, рисунков), позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, квитанции или иные документы на стадии изготовления и до их реализации среди участников лотереи или до приема лотерейных ставок.

При проведении моментальной лотереи участник такой лотереи непосредственно после оплаты лотерейного билета, квитанции или иного документа, лотерейной ставки и выдачи (оформления) лотерейного билета, квитанции или иного документа определяет наличие и размер своего выигрыша или его отсутствие;

2) тиражная лотерея — вид лотереи, в которой розыгрыш призового фонда между участниками лотереи проводится с использованием лотерейного оборудования единовременно после реализации лотерейных билетов, квитанций или иных документов и (или) регистрации лотерейных ставок.

При проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи оператор лотереи создает тиражную комиссию (пункт 3 статьи 13 Закона).

Подтверждение результатов проведения тиража фиксируется путем подписания членами тиражной комиссии протокола тиражной комиссии и официальной таблицы результатов проведения тиража (подпункт 2) пункта 4 статьи 13 Закона).

Технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда (пункт 3 статьи 9 Закона).

Лотерейное оборудование не должно содержать скрытые возможности и (или) процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша (пункт 4 статьи 9 Закона).

Лотерейное оборудование не должно обеспечивать прием и регистрацию лотерейной ставки, а также не должно иметь соединения по сети связи с лотерейными терминалами (пункт 5 статьи 9 Закона).

Необходимо отметить, что понятие «блокчейн лотереи» и процедуры их проведения, Законом не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи.

Также указанная статья Закона предусматривает, что запрещаются организация и проведение в Республике Казахстан иных лотерей, кроме лотерей, организуемых и проводимых в порядке, предусмотренном Законом. Постановлением Правительства РК от 10 февраля 2017 года № 48 АО «Сәтті Жұлдыз» назначено оператором лотереи сроком на 15 лет.

Вместе с тем, в соответствии с гражданским законодательством РК в рамках договора поручения предусмотрена возможность деятельности одной стороны (поверенного) от имени и за счёт другой стороны (доверителя).

Так, в статье 846 Гражданского кодекса РК указано, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

По сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя.

Таким образом, в рамках указанной нормы Гражданского кодекса РК оператор лотереи на основании заключенного договора поручения вправе привлекать другие лица в качестве поверенного (распространителя) для реализации своей лотерейной продукции.

Вопросы касательно регистрации фирм и компаний относятся к компетенции органов юстиции.