Ответ Министра финансов РК от 27 марта 2020 года на вопрос от 13 марта 2020 года № 600320 (dialog.gov.kz)

По государственным закупкам Согласно ст. 12 Закона РК «О государственных закупках»:

В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

2) полного исполнения договорных обязательств;

3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

  1. Вопрос — Поставщик не своевременно исполнил условия договора в течении 30 календарных дней в период которых заказчик обязан подать иск в суд.

В электронном акте указано пеня за несвоевременное исполнение договора, которая будет удержан при полной оплате. Соответственно удержание неустойки у Поставщика может быть позже окончания 30 календарных дней в период которых заказчик обязан подать иск в суд.

Будет считаться нарушением, если в данном случае заказчик не подаст иск в суд о признании недобросовестным участником государственных закупок, т.к. позже с поставщика будет удержана неустойка.

  1. Вопрос — Имеет ли право заказчик отзывать исковое заявление о признании недобросовестным участником государственных закупок, в случае если в период рассмотрения искового заявление поставщик исполнил условия договора и с него будет удержана неустойки при полной оплате.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках», реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

В случае, указанном в подпункте 1) части первой настоящего пункта, организатор государственных закупок, заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

2) полного исполнения договорных обязательств;

3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

Таким образом, в случае выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени), полного исполнения договорных обязательств и отсутствия ущерба, заказчику обращаться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок не требуется.

При этом, заказчики обязаны соблюдать установленный Законом срок обращения с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В свою очередь, отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.