Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 25 ноября 2019 года на вопрос от 15 ноября 2019 года № 580722 (dialog.egov.kz)

Уважаемый, Бейбут Бакирович!

В соответствии с п.1 ст.214 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее-Кодекс), на участке недр по лицензии на добычу твердых полезных ископаемых недропользователь вправе проводить добычу и разведку любых видов твердых полезных ископаемых.

1) Согласно Правил представления недропользователями отчетов при проведении операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, добыче общераспространенных полезных ископаемых, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 374, если недропользователь осуществляет добычу твердого полезного ископаемого, то отчет об исполнении лицензионных обязательств по добыче представляется компетентному органу, который является центральным исполнительным органом, реализующий государственную политику и представляющий интересы Республики Казахстан в сфере недропользования (Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан), если недропользователь осуществляет добычу общераспространенного полезного ископаемого, то отчет об исполнении лицензионных обязательств представляется местному исполнительному органу области.

В случае добычи на участке недр по одной лицензии на добычу ТПИ рудного и нерудного (общераспространённого) полезного ископаемого одновременно, предоставляется ли отчет по общераспространённым полезным ископаемым в местный исполнительный орган области, если государственным органом выдавшим лицензию является Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан?

2) В соответствии с требованием статьи 212 Кодекса недропользователь, начиная со второго года действия лицензии на добычу, обязан ежегодно осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ (НИОКР) в размере одного процента от расходов на добычу, понесенных недропользователем в предыдущем году, в порядке, определяемом компетентным органом совместно с уполномоченным органом в области науки.

При финансировании НИОКР учитываются ли расходы на добычу нерудного (общераспространённого) полезного ископаемого, если на участке недр по одной лицензии на добычу ТПИ осуществляется добыча рудного и нерудного (общераспространённого) полезного ископаемого одновременно?

3) Если при переходе с контрактного режима на лицензионный режим недропользования в дополнительные обязательства недропользователя включили ежегодное отчисление на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, сумма которой зависит от расходов по добыче, то учитываются ли расходы по добыче нерудного (общераспространённого) полезного ископаемого, добываемого на этом же участке недр, при расчете ежегодных отчислений на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры.

Касательно вопроса о предоставлении отчета об исполнении лицензионных обязательств по добыче твердых полезных ископаемых (далее — ТПИ) и общераспространенных полезных ископаемых (далее — ОПИ).

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 215 Кодекса о недрах и недропользовании Республики Казахстан (далее — Кодекс о недрах) недропользователь по лицензии на добычу ТПИ обязан предоставлять в компетентный орган ежегодный отчет об исполнении лицензионных обязательств.

Аналогичное обязательство предусмотрено пунктом 2 статьи 236 Кодекса о недрах для недропользователей по лицензии на добычу ОПИ, в соответствии с которой отчет об исполнении лицензионных обязательств по лицензии на добычу ОПИ предоставляется в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы.

Данные положения соотносятся с пунктом 4 статьи 12, статьей 202 и пунктом 1 статьи 214 Кодекса о недрах, значение которых заключается в том, что по лицензии на добычу ТПИ ее обладатель (недропользователь) вправе извлекать (добывать) любые виды ТПИ, как рудные так и нерудные, включая ОПИ.

Таким образом, форма отчета об исполнении лицензионных условий по лицензии на добычу ТПИ, предусмотренная Правилами представления недропользователями отчетов при проведении операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, добыче общераспространенных полезных ископаемых, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 374 от 24 мая 2018 года, не содержит разграничения статей расходов на операции по добыче в зависимости от подгруппы или вида добываемых твердых полезных ископаемых.

Принимая во внимание, что в описываемом вами случае добыча ОПИ будет осуществляться по лицензии на добычу ТПИ, считает, что предоставление отдельного отчета об исполнении обязательств по добыче ОПИ в местный исполнительный орган не требуется.

Все сведения о статьях расходов на операции по добыче ТПИ, в том числе ОПИ, следует предоставлять в рамках отчета об исполнении лицензионных условий в компетентный орган. Вместе с тем, разграничение по видам твердых полезных ископаемых, добываемых на участке добыче, предусмотрено в форме отчета о добытых твердых полезных ископаемых, прилагаемой к Правилам представления недропользователями геологических отчетов и отчетов о добытых твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, а также отчета о добытых драгоценных металлах и драгоценных камнях, утвержденным Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 мая 2018 года № 392.

В соответствии с частью пятой пункта 3 статьи 215 Кодекса о недрах. Касательно вопроса об исчислении расходов на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 212 Кодекса о недрах размер расходов на финансирование НИОКР составляет 1% от расходов на добычу, понесенных недропользователем в предыдущем году.

В связи с тем, что добыча ОПИ осуществляется по лицензии на добычу ТПИ, для целей определения расходов на финансирование НИОКР расходы на добычу ОПИ следует относить к общей сумме расходов на добычу всех видов твердых полезных ископаемых, осуществляемых на предоставленном участке недр. Касательно вопроса об исчислении размера ежегодных отчислений на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, включенных в качестве дополнительных обязательств в лицензию в рамках процедуры перехода с контрактного на лицензионный режим недропользования.

Как отмечено выше, поскольку недропользователь вправе добывать любые виды ТПИ, в том числе ОПИ, по лицензии на добычу ТПИ, обязательства по расходам недропользователя не дифференцируются по видам добываемых твердых полезных ископаемых.

В связи с этим, при определении размера отчислений на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в совокупный объем расходов на добычу по лицензии включаются как расходы на добычу ТПИ, так и расходы на добычу ОПИ.