Ответ Министра финансов РК от 20 мая 2020 года на вопрос от 13 мая 2020 года № 615748 (dialog.gov.kz)
В соответствии с пп.3 п.11 ст.43 Закона РК «О государственных закупках», Поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения исполнения договора о государственных закупках:
— гарантийный денежный взнос, банковскую гарантию, договор страхования гражданско-правовой ответственности поставщика, заключаемый в соответствии с типовым договором страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках, утверждаемым уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.
В типовой конкурсной документации в п.71 отражено право Поставщика представить в качестве обеспечения исполнения договора, договор страхования гражданско-правовой ответственности.
Данное право закреплено Законом и отраженно в конкурсной документации, однако в типовом договоре о государственных закупках работ прописано только два вида обеспечения исполнения договора (гарантийный денежный взнос, банковская гарантия).
В связи, с чем прошу Вас дать разъяснение о применении пп.3 п.11. статьи 43 Закона РК «О государственных закупках», в случае если договор о государственных закупках работ не предусматривает вид обеспечения договор страхования гражданско-правовой ответственности, но данное право Поставщика закреплено Законом.
Согласно пункту 11 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения исполнения договора о государственных закупках:
1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для заказчиков, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;
2) банковскую гарантию, предоставляемую в форме электронного документа.
Предоставление банковской гарантии на бумажном носителе допускается в случаях, предусмотренных подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40) и 41) пункта 3 статьи 39 и статьей 50 Закона;
3) договор страхования гражданско-правовой ответственности поставщика, заключаемый в соответствии с типовым договором страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках, утверждаемым уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Объектом договора страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках является имущественный интерес поставщика, связанный с его обязанностью возместить имущественный вред, причиненный заказчику в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения его обязательств по договору о государственных закупках.
Страховым случаем по договору страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках признается факт наступления гражданско-правовой ответственности поставщика по возмещению вреда, причиненного имущественным интересам заказчика, вследствие случайных, не зависящих от поставщика событий.
Страховая сумма определяется договором страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках и не может быть менее трех процентов от общей суммы договора о государственных закупках.
Не допускается совершение поставщиком действий, приводящих к возникновению у третьих лиц права требования в целом либо в части на внесенный гарантийный денежный взнос до полного исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
При этом, сообщаем, что проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок» (постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января № 24 внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан) предусмотрены изменения в пункт 11 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».
В частности, согласно поправкам поставщик будет вправе выбрать договор страхования гражданско-правовой ответственности поставщика для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках и обеспечения аванса.
Вместе с тем, законопроектом предлагается неисполнение либо не надлежащее исполнение поставщиком обязательств по договору о государственных закупках рассматривать в качестве страхового случая.
В этой связи работа с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка) касательно типового договора страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках и обеспечения аванса будет проведена с учетом вышеназванного законопроекта.
На основании вышеизложенного, применение договора страхования гражданско-правовой ответственности поставщика в качестве обеспечения исполнения договора о государственных закупках и обеспечения аванса возможно после утверждения типового договора.
В свою очередь, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.