Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 октября 2019 года на вопрос от 4 октября 2019 года № 572935/1 (dialog.egov.kz)

Уважаемый Алихан Асханович!

Настоящим письмом ТОО «Оптимус Медика» (далее — «Компания») выражает свое почтение и просит разъяснить правильно ли Компанией трактуется имеющая место ситуация с финансовым лизингом медицинского оборудования или, согласно новых определений — медицинских изделий, требующих сервисного обслуживания (далее — «МИтсо»).

Являясь постоянным участником рынка поставок МИтсо в Республике Казахстан, отмечаем все возрастающий спрос государственных учреждений на поставку оборудования с условиями рассроченного платежа в форматах государственно-частного партнёрства и/или лизинга. Учитывая тот факт, что закупки МИтсо в Республике производятся в рамках Правил организации и проведения закупа лекарственных средств и медицинских изделий, фармацевтических услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 (далее — «Правила 1729»), специалистами Компании запрошены и получены ответы от Министерства Здравоохранения Республики Казахстан в части реализации лизинговых поставок государственным лечебно-профилактическим учреждениям с возмещением оплаты из их собственных средств (дохода от оказания платных услуг). (Запросы и ответы прилагаются).

Таким образом, поставка МИтсо в лизинг, как следует из логики принятых нормативно-правовых актов регламентируется: Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — «Кодекс»), Законом Республики Казахстан от 5 июля 2000 года № 78-II «О финансовом лизинге» (Далее — «Закон о финанасовом лизинге») и Правилами 1729.

Однако, по совокупности указанных выше НПА не возможно сделать однозначный вывод о возможных конкретных условиях предоставления оборудования в финансовый лизинг медицинским учреждениям.

В частности, в соответствии со Статьей 2 «Основные понятия» Закона о финансовом лизинге, финансовый лизинг (далее — лизинг) — вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у продавца и обусловленный договором лизинга предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок более одного года. При этом, п.2 ст.197 Кодекса утверждает, что «Если иное не установлено настоящим пунктом и пунктом 3 настоящей статьи, финансовым лизингом является передача имущества по договору лизинга, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на срок свыше трех лет.

В то же время, п.3 ст.197 накладывает дополнительное ограничение в части выплачиваемых лизинговых платежей, которые не должны превышать 50% стоимости предмета лизинга за первый год.

Таким образом, не углубляясь в нюансы реализации именно конкурсной части, описанной в Правилах 1729, где площадкой проведения закупки является ТОО «СК-Фармация», просим Вас разъяснить, возможно ли предоставление МИтсо в финансовый лизинг на срок более 1 года и менее 3 лет — например 2 года, в том случае если сумма лизинговых выплат за первый год будет менее 50% от общей стоимости предмета лизинга.

Если такая поставка может считаться лизинговой, просим дать разъяснения по освобождению от налога на добавленную стоимость (далее — «НДС») основной части подобного лизингового договора.

Данный вопрос связан с не полным описанием ситуаций в ст. 398 Кодекса, которая в п.1 указывает, что вознаграждение по лизингу освобождается от уплаты НДС (при соблюдении условий, описанных в ст.197 Кодекса), а в пп.2 п.2 ст.398 не имеется ссылки на освобождение от НДС основной части лизинга именно медицинских изделий (МИтсо), реализация которых в прочих ситуациях освобождена от оборотов по НДС согласно ст 394 п.33 Кодекса.

Заранее благодарим за предоставленные разъяснения!

Здравствуйте!

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Относительно финансового лизинга

Согласно пункту 1 статьи 196 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) финансовым лизингом является передача имущества по договору лизинга, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также предоставление предмета лизинга во вторичный лизинг либо в сублизинг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Налогового кодекса для целей применения подпункта 1) пункта 2 статьи 288, статьи 398, пункта 6 статьи 427 и пункта 6 статьи 428 Налогового кодекса передача имущества в финансовый лизинг должна соответствовать условиям, предусмотренным настоящей статьей.

Согласно части первой пункта 2 статьи 197 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом и пунктом 3 настоящей статьи, финансовым лизингом является передача имущества по договору лизинга, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на срок свыше трех лет, если она отвечает одному из следующих условий:

1) передача имущества в собственность лизингополучателя и (или) предоставление права лизингополучателю на приобретение имущества по фиксированной цене определены договором лизинга;

2) срок финансового лизинга превышает 75 процентов срока полезной службы передаваемого по финансовому лизингу имущества;

3) текущая (дисконтированная) стоимость лизинговых платежей за весь срок финансового лизинга превышает 90 процентов стоимости передаваемого по финансовому лизингу имущества.

При этом отношения, возникающие в процессе финансового лизинга, регулируются Законом Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О финансовом лизинге» (далее — Закон).

В соответствии с пунктом 15 Закона по договору лизинга лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у продавца и согласованный с лизингополучателем предмет лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю за плату.

Согласно статье 17 Закона изменение и расторжение договора лизинга осуществляются в случаях и порядке, определяемых гражданским законодательством Республики Казахстан или договором лизинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — Гражданский кодекс) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законодательными актами и договором.

Согласно пункту 1 статьи 398 Налогового кодекса передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС в части суммы вознаграждения, подлежащего получению лизингодателем, если такая передача соответствует требованиям, установленным статьей 197 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 398 Налогового кодекса передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

1) такая передача соответствует требованиям, установленным статьей 197 Налогового кодекса;

2) передаваемое имущество приобретено без НДС в соответствии с подпунктом 38) части первой статьи 394 Налогового кодекса.

На основании вышеизложенного, передача имущества по договору, заключенному на срок менее трех лет, для целей применения статьи 398 Налогового кодекса, не является финансовым лизингом.

Относительно реализации медицинского оборудования

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статья 372 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги.

Согласно подпункту 33) статьи 394 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по реализации лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства.

Перечень товаров, указанных в подпункте 33) части первой данной статьи, утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

На основании вышеизложенного, в случае реализации на условиях рассрочки платежа медицинских изделий, код ТН ВЭД ТС которых включен в Перечень, утвержденный приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 июня 2019 года № ҚР ДСМ-92, обороты по такой реализации, является оборотом, освобожденным от НДС.

 

Султангазиев М.Е