Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 16 июля 2018 года на вопрос от 3 июля 2018 года № 506017/1 (dialog.egov.kz)

Здравствуйте!

Я состою в трудовых отношениях с одним из государственных предприятий и по служебной необходимости столкнулся со следующей ситуацией.

Так, Республиканское государственное казенное предприятие «Республиканская школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта «Алатау» Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан (БИН 140440020393, далее по тексту — Предприятие), согласно Устава, осуществляет деятельность в области спорта и физической культуры.

Основными видами деятельности Предприятия являются подготовка высококвалифицированных спортсменов международного уровня, кандидатов в национальные сборные команды Республики Казахстан по зимним видам спорта, культурно-массовые мероприятия и так далее. Учредителем Предприятия является Правительство Республики Казахстан. Органом, осуществляющим управление Предприятием, является Комитет по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан (Далее по тексту — Комитет).

Основной доход Предприятия формируется за счет финансирования поступающего от Комитета в рамках исполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных спортсменов международного уровня на основании договора о государственных закупках услуг, который заключается ежегодно с приложением соответствующих закупаемых услуг и технической спецификации.

Все договоры, начиная с 2013 года по 2017 год, были заключены между Комитетом и Предприятием без учета налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку в соответствии со статьей 253 Налогового кодекса Республики Казахстан в редакции от 10.12.2008 года, услуги, работы в сфере культуры, науки и образования освобождаются от налога на добавленную стоимость, если относятся к услугам, работам по проведению социально значимых мероприятий в области культуры, зрелищных культурно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках государственного заказа.

Таким образом, зрелищные культурно-массовые мероприятия прописаны в Уставе предприятия, в договоре между Комитетом и Предприятием и в Налоговом кодексе Республики Казахстан, что дает основание на освобождение от НДС.

Следует отметить, что деятельность в области спорта и физической культуры является социальной сферой, также как медицинская деятельность и деятельность в сфере образования и культуры в целом, (подпункт 3 пункт 2 статьи 135 Налогового кодекса Республики Казахстан в редакции от 10.12.2008 года). В декабре 2016 года в рамках подготовки и проведения 28-ой Всемирной зимней Универсиады 2017 года в городе Алматы, Предприятие добровольно встало на учет по налогу на добавленную стоимость, поскольку доход Предприятия, поступающий от сторонних организаций и физических лиц (Не из республиканского бюджета) за счет платных услуг, оказываемых Предприятием, превышал допустимый законодательством Республики Казахстан предел.

В свою очередь, пунктом 42 статьи 394 Налогового Кодекса РК действующего с 01.01.2018 г, услуги, оказываемые физкультурно-спортивными организациями на основании договоров на осуществление государственного задания, предусмотрены как обороты по реализации товаров, работ, услуг освобожденные от налога на добавленную стоимость.

Однако, на основании предписания № 74 от 13.03.2018 года Департаментом государственных доходов по Алматинской области была проведена документальная налоговая проверка на Предприятии о чем 19.06.2018 года был составлен Акт №74.

Проверкой установлено, что за период с 2013 года по 2017 год включительно, Предприятие не уплачивало налог на добавленную стоимость на средства, поступившие из республиканского бюджета на уставные цели Предприятия. Согласно уведомления о результатах проверки № 74 от 19.06.2018 года (вручено 22.06.2018 года), Предприятие в течении 30 рабочих дней должно уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в общем размере 84 336 349 (восемьдесят четыре миллиона триста тридцать шесть тысяч триста сорок девять) тенге 10 тиын.

Более того, за несвоевременную оплату налога на добавленную стоимость законодательством Республики Казахстан предусмотрена административная ответственность.

Тем не менее, налог на добавленную стоимость относится к косвенным разновидностям обязательных платежей в бюджет. То есть — это надбавка к стоимости товара (услуги), которая уплачивается по частям на каждой стадии создания и реализации продукции. Сначала эту надбавку уплачивает изготовитель (исполнитель) в виде отчисления части выручки при приобретении необходимого для производства сырья (материалов), услуг. Впоследствии надбавку от разности между ценой приобретения и продажи уплачивает посредник. Конечный потребитель полностью уплачивает налог на добавленную стоимость при покупке товара или получении услуги. В данном конкретном случае никакой надбавки, в том числе от разности между ценой приобретения и продажи, не было. Бюджетные средства поступили в бюджетную организацию на реализацию государственных целей и задач.

На основании изложенного, прошу Вас дать разъяснения, является ли освобожденным оборотом по налогу на добавленную стоимость, стоимость работ и услуг в области спорта и физической культуры, осуществляемые в рамках исполнения государственного заказа на основании договора о государственных закупках.

Добрый день, уважаемый Руслан Нургали.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 230 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс), облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость (далее — НДС) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 253 Налогового кодекса услуги, работы в сфере культуры, науки и образования освобождаются от НДС, если относятся к услугам, работам по проведению социально значимых мероприятий в области культуры, зрелищных культурно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках государственного заказа.

Согласно подпункту 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III «О культуре» социально значимые мероприятия в области культуры — мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и увековечению памяти видных деятелей государства на международном, республиканском и местном уровнях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 04.12.2008 года (далее — Бюджетный кодекс) государственным заданием является заказ юридическим лицам с участием государства в уставном капитале, организациям, входящим в группу Фонда национального благосостояния, Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан и ее организациям, определяемым Правительством Республики Казахстан, автономному кластерному фонду, автономным организациям образования и их организациям, определяемый Правительством Республики Казахстан, на оказание отдельных государственных услуг, реализацию бюджетных инвестиционных проектов и выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности государства.

Выделение бюджетных средств юридическим лицам с участием государства в уставном капитале, организациям, входящим в группу Фонда национального благосостояния, на выполнение государственного задания осуществляется без увеличения уставного капитала этих юридических лиц.

При этом пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса установлено, что выполнение государственного задания осуществляется в рамках реализации утвержденных республиканских бюджетных программ путем заключения гражданско-правовой сделки между администратором республиканских бюджетных программ и исполнителем государственного задания с указанием в нем показателей результатов.

Выполнение государственного задания осуществляется без соблюдения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

При этом, согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса перечень государственных заданий, администраторов бюджетных программ и юридических лиц, ответственных за выполнение государственных заданий, утверждается Правительством Республики Казахстан ежегодно.

В соответствии с подпунктом 14) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 04.12.2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее — Закон) государственные закупки — приобретение заказчиками на платной основе товаров, работ, услуг в порядке, установленном данным Законом и гражданским законодательством Республики Казахстан.

При этом, согласно подпункту 4) статьи 1 Закона данный Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Согласно информации, изложенной в блоге между Комитетом по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и РКГП «Алатау» заключен договор государственных закупок на оказание услуг по подготовке высококвалифицированных спортсменов международного уровня, кандидатов в национальные сборные команды Республики Казахстан по зимним видам спорта.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в рассматриваемом случае услуги по подготовке высококвалифицированных спортсменов международного уровня, кандидатов в национальные сборные команды Республики Казахстан по зимним видам спорта, оказываются в рамках заключенных договоров государственных закупок, а также указанные услуги не относятся к социально значимым мероприятиям в области культуры, то правовые основания для применения освобождения от НДС в соответствии с положениями подпункта 1) статьи 253 Налогового кодекса, отсутствуют.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 42) статьи 394 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) на основании договоров на осуществление государственного задания.

 

Тенгебаев А. М.