Данара Касенхан
партнер
юридическая фирма «ZAN Company»

Охрана прав на товарные знаки и знаки обслуживания регламентирована Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон о товарных знаках) и иными нормативными правовыми актами. Охрана товарных знаков и прав граждан и юридических лиц на них является важной и неотъемлемой частью любого бизнеса, о которой следует задуматься с самого начала его создания. Если бизнесмен настроен на успех и преданность своему делу, своему бренду, о защите последнего нужно подумать в начале деятельности, а не после того, как бизнес уже становится известным, даже локально. Для этого государство предусматривает механизмы защиты и охраны интеллектуальных прав.

Рассмотрим понятие товарного знака и знака обслуживания согласно Закону о товарных знаках. Товарный знак, знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц.

Таким образом, видно, что законодатель не дифференцирует понятия товарного знака и знака обслуживания, данные понятия являются тождественными. Органами, осуществляющими охрану товарных знаков, являются Министерство юстиции Республики Казахстан и подведомственное Министерству республиканское государственное предприятие «Экспертная организация».

Охрана товарных знаков имеет место только после соответствующей регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков Экспертной организации либо после международной регистрации с указанием распространения на территории стран, включая Республику Казахстан. Товарный знак может иметь изобразительный, графический, цифровой, объемный и иной вид. Предусматривается выражение товарного знака даже в звуковом виде; для этого необходимо подать заявку с приложением звукозаписи на магнитном носителе, а также графическое изображение нотной записи.

Однако не любой товарный знак может быть зарегистрирован, законодатель предусматривает абсолютные и иные основания отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные основания, исключающие регистрацию товарного знака:

  1. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих исключительно из обозначений, не обладающих различительной способностью, то есть:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров (услуг) определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта;

3-1) представляющих собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств;

4) имеющих прямую описательную связь с товарами или услугами, для обозначения которых они используются.

Указанные обозначения могут быть использованы как неохраняемые элементы товарного знака, если они не занимают в нем доминирующего положения.

  1. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций и их гербы, флаги и эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, олимпийскую символику, награды и другие знаки отличия, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения.

Такие обозначения могут быть использованы как неохраняемые элементы, если обозначение не состоит исключительно из них, и если имеется согласие на их использование соответствующего компетентного органа или их владельца.

  1. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

1) являющихся ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, услуги или лица, предоставляющего услуги, а также наименований географических объектов, способных ввести в заблуждение относительно места производства товара;

2) формально указывающих на истинное место производства товара, но дающих ошибочное представление о том, что товар происходит с другой территории;

3) представляющих собой или содержащих наименования географических объектов, идентифицирующие минеральные воды, вина или крепкие спиртные напитки, для обозначения таких товаров, не происходящих из данного места, а также если используется перевод или обозначение сопровождается такими выражениями, как: «вида», «типа», «в стиле» или другими подобными;

4) противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Иные основания для отказа в регистрации товарного знака

  1. Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:

1) с товарными знаками, зарегистрированными в Республике Казахстан и охраняемыми в силу международных договоров с более ранним приоритетом на имя другого лица, в отношении однородных товаров или услуг, или с тождественными товарными знаками того же лица в отношении тех же товаров или услуг, за исключением товарных знаков, регистрация которых признана недействительной или действие ее прекращено;

2) с признанными в установленном порядке общеизвестными в Республике Казахстан товарными знаками в отношении любых видов товаров и услуг;

3) с обозначениями, заявленными на регистрацию с более ранним приоритетом на имя другого лица в отношении однородных товаров или услуг (кроме отозванных и прекращенных) или с тождественными обозначениями того же лица в отношении тех же товаров или услуг;

4) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Республике Казахстан, в отношении любых товаров, кроме случаев, когда они могут быть включены в качестве неохраняемого элемента товарного знака, регистрируемого на имя владельца права пользования данным наименованием места происхождения товара, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Регистрация обозначения в качестве товарного знака в отношении однородных товаров или услуг, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 7 Закона о товарных знаках, допускается при условии предоставления письменного согласия владельца товарного знака.

  1. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

1) промышленные образцы, охраняемые в Республике Казахстан, на имя других лиц при условии их более раннего приоритета;

2) названия известных в Республике Казахстан на дату подачи заявки произведений литературы, науки и искусства, известные произведения искусства и их фрагменты в нарушение авторских прав;

3) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле в нарушение личных неимущественных прав этих лиц, их наследников или правопреемников, а также если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Республики Казахстан – без разрешения соответствующего компетентного органа.

  1. Основанием для отказа в регистрации в качестве товарного знака обозначения, воспроизводящего достояние истории и культуры Республики Казахстан, является отсутствие согласования его с уполномоченным органом в области культуры.

Таким образом, до подачи на регистрацию товарного знака данные ограничения должны быть изучены и экзаменованы с конкретным товарным знаком. Ведь регистрация занимает довольно длительный срок – от 8 месяцев и более.

Также важным моментом является знание термина «приоритет товарного знака», который определяется датой подачи заявки в Экспертную организацию, приоритет отдается заявителю, подавшему заявку ранее всех остальных заявителей. Также имеют место следующие приоритеты: Конвенционный, Выставочный, Множественный и по Раздельным заявкам.

Регистрация делится на предварительную и полную, однако полная регистрация займет достаточное количество времени – от 7 месяцев и более. Также заявитель может подать заявку международного статуса, то есть запросить распространение действия охранных прав на товарный знак по разным странам согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков.

Срок действия регистрации товарных знаков – 10 лет, подлежащий продлению каждые 10 лет по заявке.

Владелец товарного знака вправе пользоваться последним в любом своем усмотрении, согласно действующему законодательству Республики Казахстан и международному законодательству, в случае возникновения правоотношений в международном поле, включая передачу права пользования по лицензионному, франчайзинговому договорам, договору уступки. К таким договорам есть определенные требования, несоблюдение которых ведет к недействительности договора, включая форму договора, требующую обязательную регистрацию такового. Любая передача прав на товарный знак регистрируется в Государственном реестре товарных знаков Республики Казахстан.

Законодатель также рекомендует указывать на товарах действие товарного знака в виде знака латинской буквы R либо словосочетания «тауар белгiсi».

Регистрация товарного знака может, как и любое другое правовое действие, быть оспорено и признано недействительным по решению суда. Кроме того, согласно Закону о товарных знаках, права на товарный знак могут быть прекращены в связи с истечением срока регистрации товарного знака, ввиду его сходства до степени смешения, тождественности с товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Казахстан, в случае ликвидации юридического лица, смерти физического лица, а также по иным основаниям.