Ответ Министра финансов РК от 5 ноября 2018 года на вопрос от 24 октября 2018 года № 520219 (dialog.egov.kz)

В соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 утверждены «Правила осуществления государственных закупок» (далее — Правила).

При этом, согласно п.п. 7), п. 2, статьи 7 Закона РК «О правовых актах» нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, относятся к основным видам нормативных правовых актов.

Согласно п. 3, статьи 60 Закона РК «О правовых актах» официальное разъяснение нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 6), 7), 8) и 9) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона, дают уполномоченные органы или должностные лица, их принявшие (издавшие). В настоящее время мы имеем некоторые неясности и различное понимание норм Правил, в связи с чем для исключения противоречий в практике их применения просим дать официальное разъяснение отдельных норм, содержащихся в данных Правилах.

Так, в соответствии с п. 13 Правил, Заказчики, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона, вносят изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более одного раза в месяц.

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на случаи:

1) осуществления государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;

2) исполнения предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля;

3) осуществления государственных закупок при уточнении (корректировке) соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На основании изложенного, учитывая, что согласно п. 4, статьи 58 Закона РК «О правовых актах» официальное разъяснение норм, содержащихся в нормативных правовых актах, осуществляется по инициативе уполномоченных органов либо физических и юридических лиц в порядке, определенном Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», просим Вас разъяснить следующее:

1) Имеют ли право Заказчики вносить изменения в годовой план государственных закупок в части уменьшения объемов приобретенных товаров, по пункту плана государственных закупок, в соответствии с которым Заказчик уже провел государственные закупки, принял соответствующие обязательства и имеет на исполнении действующий заключенный договор о государственных закупках с Поставщиком, который частично исполнен?

2) Если вдруг получиться так, что допускается вносить изменения в годовой план государственных закупок как предусмотрено в указанном выше пункте 1), то какой минимальный период времени допускается для внесения Заказчиком таких изменений, в части уменьшения объемов приобретенных товаров, в пункт годового плана государственных закупок, по отношению к срокам исполнения поставщиком обязательств по действующему договору о государственных закупках, который заключен по данному пункту плана государственных закупок?

3) Имеют ли право Заказчики вносить изменения в годовой план государственных закупок в части уменьшения объемов приобретенных товаров, по действующим договорам государственных закупок за 5 дней до наступления срока исполнения договора?

Уважаемый Жандос!

По первому вопросу. Статьей 45 Закона «О государственных закупках» (далее — Закон) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований внесения изменений в проект договора о государственных закупках либо заключенный договор о государственных закупках.

Основание по внесению изменений и дополнений в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, установлено пунктом 2 статьи 45 Закона.

Так, в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 45 Закона, внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в части уменьшения либо увеличения суммы договора о государственных закупках, связанной с уменьшением либо увеличением потребности в объеме приобретаемых товаров, работ, за исключением работ, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, услуг, при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги, указанных в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, работ, услуг.

Такое изменение заключенного договора о государственных закупках товаров, работ, услуг допускается в пределах сумм, предусмотренных в годовом плане государственных закупок для приобретения данных товаров, работ, услуг.

Таким образом, заключение дополнительного соглашения к договору о государственных закупках в связи с уменьшением потребности в объеме приобретаемых товаров, осуществляется при условии неизменности цены за единицу товара, указанной в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.

При этом, отмечаем, что заключение дополнительного соглашения допускается в пределах сумм, предусмотренных в годовом плане государственных закупок для приобретения данных товаров.

В свою очередь, сообщаем, что в годовой план государственных закупок могут быть внесены изменения в случаях экономии, отказа от осуществления государственных закупок и др.

По второму и третьему вопросам. В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона «О государственных закупках» (далее — Закон), решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок).

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона, заказчики вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более одного раза в месяц.

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на случаи:

1) осуществления государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;

2) исполнения предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля;

3) осуществления государственных закупок при уточнении (корректировке) соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) обязан разместить внесенные изменения и (или) дополнения на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, которые предоставляются в уполномоченный орган без использования веб-портала государственных закупок.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 3 Закона, законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс), Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Согласно статье 401 Кодекса, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законодательными актами и договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законодательными актами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках, связанной с уменьшением потребности в объеме приобретаемых товаров при условии неизменности цены за единицу товара, осуществляется по соглашению сторон либо по решению суда в случаях, установленных статьей 401 Кодекса.