Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 8 ноября 2019 года № КГД-02-ФЛ-К-1684-КГД-24050

4 ноября 2019 года я обратился в Управление государственных доходов города Актобе, с документами (налоговое заявление о постановке на регистрационный учет, нотариально заверенная копия паспорта гражданина РФ, подлинник и нотариально заверенная доверенность на представление интересов гражданина РФ в УГД г. Актобе), для постановки на регистрационный учет нерезидента (гражданина РФ) в качестве налогоплательщика РК.

При подаче данных документов я выступал в качестве доверенного лица на основании подлинника доверенности, удостоверенной нотариусом Российской Федерации.

В приеме документов мне было письменно отказано по причине того, что выданная на меня доверенность, нотариально удостоверенная на территории Российской Федерации не апостилирована в соответствии с требованиями Гаагской конвенции, участниками которой являются Российская Федерация и Республика Казахстан.

В свою очередь отказ в приеме документов противоречит действующему законодательству. Республика Казахстан и Российская Федерация являются участниками не только Гаагской конвенции, которая отменяет требование консульской легализации документов для стран-участниц, но и Минской конвенции, а также Кишинёвской конвенции, которые отменяют требование апостилирования и любой иной дополнительной процедуры легализации документов для стран-участниц.

В соответствии со ст.17 Налогового кодекса РК налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, выданной таким налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя.

Действующим гражданским и налоговым законодательством РК предусмотрен приоритет международного права:

— п.8 ст.3 Гражданского кодекса РК: «Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

— п.5 ст.2 Налогового кодекса РК: «Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора».

В соответствии со статьей 3 Конвенции, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года), Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии со статьей 13 Минской конвенции, ратифицированной Республикой Казахстан (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта 1993 г. № 2055-XII «О ратификации Конвенции правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам») содержаться следующие положения:

  1. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
  2. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Любая доверенность, в том числе на представление интересов в налоговом органе выдается и оформляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, соответственно положение Минской конвенции применимы к ее оформлению.

В соответствии со статьей 43 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года № 531-II, Форма и срок действия доверенности определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой она выдана.

Такая доверенность с нотариально заверенным переводом на язык Договаривающейся Стороны, на территории которой она будет использоваться, либо на русский язык принимается на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Таким образом, требования сотрудников Управления государственных доходов по городу Актобе о проставлении апостиля на доверенности, выданной и заверенной нотариусом на территории России, является незаконным!

В связи с вышеизложенным, прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации, обеспечить корректное правоприменение и дать ответ на данное обращение.

На вх. № ФЛ-К-1684-КГД от 06.11.2019 года

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — Комитет), рассмотрев Ваше обращение с блог-платформы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан № 579002, поступившее в Комитет из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан относительно проставления апостиля на доверенности, в пределах компетенции сообщает следующее.

Положение налогового законодательства Республики Казахстан, располагая нормами об особенности регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика в органах государственных доходов (статья 76 Налогового кодекса) и требованиями, предъявляемыми к документам, подтверждающего резидентство нерезидента (статья 675 Налогового кодекса), не определяет порядок представительства с нерезидентами в налоговых правоотношениях.

Представительство в налоговых отношениях определен статьей 16 Налогового кодекса, где налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя.

При этом указано, что уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.

Статьей 1105 Гражданского кодекса установлено, что форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права Республики Казахстан.

Таким образом, доверенность, составленная иностранным нотариусом, должна соответствовать требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.

При этом необходимо учитывать нормы законодательства Республики Казахстан регулирующие процедуру принятия иностранных документов на территории Республики Казахстан.

Касательно Конвенции, отменяющее требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (7 октября 2002 года) (далее — Кишеневская конвенция) отмечаем следующее.

Резидент Российской Федерации вправе в отношении легализации подписи и печати иностранного нотариуса, выдавшего документ, применить положение Конвенции, отменяющее требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года), произведя процедуру апостиля доверенности компетентным органом государства, в котором она была совершена.

Кишеневская конвенция предусмотрена для оказания взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между учреждениями юстиции договаривающихся Сторон.

То есть, нормы Кишиневской конвенции применимы только при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применимы к налоговым правоотношениям.

Заместитель Председателя          О. Бейспеков