Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 26 марта 2018 года на вопрос от 13 марта 2018 года № 488187 (dialog.egov.kz)

Здравствуйте. Благодарю за подробный ответ на моё обращение от 26.02.2018 г. № 486201/1. Из ответа я не понял, почему гражданин РК, являющийся резидентом ФРГ по всем основаниям ст.4 «Соглашения между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» обязан подавать декларацию по индивидуальному подоходному налогу. Вы сами в своем ответе констатируете: « Таким образом, согласно положениям Соглашения физическое лицо признается резидентом государства, в котором преимущественно проживает, в связи с чем, доходы такого физического лица подлежат налогообложению в стране резидентства данного физического лица». Таким образом, на физическое лицо, признанное резидентом другого государства в соответствии с Соглашением не распространяются требования ст. 217 и ст.363 НК РК, где п.1 предусмотрено предоставление декларации по ИПН ТОЛЬКО для налогоплательщиков — резидентов. Приоритет положений Соглашения перед НК РК установлен как в самом НК (п.5 ст.2), так и п.3 ст.4 Конституции РК. В связи с изложенным, прошу объяснить, на основании какого документа физическое лицо, признанное резидентом ФРГ, в соответствии с положениями Соглашения, обязано подавать декларацию по ИПН в налоговые органы РК и почему положение п.п. 2) ст. 219 НК РК не распространяется на физических лиц, признанных резидентами другого государства, в соответствии с положениями международного договора. Спасибо.

Из пункта 5 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года № 120-VI (Налоговый кодекс), следует, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговый кодексе, применяются правила указанного договора.

Учитывая, что между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение), то применяются положения указанного Соглашения. Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения для целей данного Соглашения термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению по причине своего местожительства, резидентства, места управления, места учреждения или любого другого критерия аналогичного характера. Термин также включает это Государство, Землю, политико-административное подразделение или местный орган власти.

Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве, только в отношении дохода из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем капитала. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения при применении Соглашения в любое время Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, будет иметь то значение, если из контекста не вытекает иное, которое он имеет в это время по законодательству этого Государства, касающемуся налогов, к которым применяется Соглашение. В связи с тем, что в Соглашении не определено значение термина местожительства, то значение этого термина определяется по законодательству Республики Казахстан. Статьей 16 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII установлено, что местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно пункту 2 статьи 217 Налогового кодекса физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде. При этом пунктом 1 статьи 2 Налоговых Конвенций определено, что данные Конвенции применяются к налогам на доходы и капитал (имущество), взимаемые Договаривающимся Государством или его административно-территориальными подразделениями, или местными органами власти, независимо от метода их взимания. Из вышеизложенного следует, что положения Налоговых Конвенций распространяются только к налогам на доходы и капитал (имущество).

Таким образом, согласно положениям Налоговых Конвенции физическое лицо признается резидентом государства, в котором преимущественно проживает, прибывает в связи с чем, доходы такого физического лица подлежат налогообложению в стране резидентства данного физического лица. Однако пунктом 3 статьи 11 Конституции Республики Казахстан определено, что гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Обязательства по представлению декларации по индивидуальному подоходному налогу не предусмотрены в Налоговых конвенциях, однако установлены налоговым законодательством Республики Казахстан. Следовательно, лица, на которых возложены обязательства по представлению форм налоговых отчетностей, обязаны исполнять их в порядке и сроки установленные Налоговым кодексом.

Так, согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия, указанные в пункте 2 статьи 36 Налогового кодекса. Пунктами 1 и 2 статьи 36 Налогового кодекса определено, что исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик, совершает в том числе следующие действия: составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы и иные формы, установленные Налоговым кодексом, налоговым органам в установленном порядке.

Согласно пунктам 1,3,4 статьи 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса, в том числе признается: физическое лицо: постоянно пребывающее в Республики Казахстан; непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан; Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Физическим лицом-резидентом независимо от времени его проживания в Республике Казахстан и любых других критериев, предусмотренных настоящей статьей, признается физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, а также физическое лицо, подавшее заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:

1) командированное за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудник дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семьи указанного физического лица;

2) член экипажа транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или гражданину Республики Казахстан, осуществляющего регулярные международные перевозки;

3) военнослужащий и гражданский персонал воинских частей или воинских соединений Республики Казахстан, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;

4) работающее на объекте, находящемся за пределами Республики Казахстан и являющемся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);

5) находящееся за пределами Республики Казахстан с целью обучения, в том числе стажировки или прохождения практики, лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур, в течение периода обучения, в том числе стажировки или прохождения практики, лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур;

6) преподаватель и (или) научный работник, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение периода оказания (выполнения) указанных услуг (работ).

Таким образом, если физическое лицо в целях Налогового кодекса признано резидентом Республики Казахстан, то у такого физического лица возникает обязательство по представлению налоговых форм.

В соответствии с подпунктами 4), 11) и 12) пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса, действующими в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее — Закон о введении) декларацию по индивидуальному подоходному налогу представляют налогоплательщики — резиденты, в том числе: физические лица, получившие доходы из источников за пределами Республики Казахстан; граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 12 — кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 31 декабря отчетного налогового периода (далее — МЗП); граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода следующее имущество на праве собственности: недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства; ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан; долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» (далее — Закон о правовых актах) действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из правила пункта 1 статьи 43 Закона о правовых актах представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний исключает обязанности, возложенные на граждан, или улучшает их положение.

Учитывая указанные нормы Закона о правовых актах, декларацию по индивидуальному подоходному налогу за 2017 год представляют лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении.

На основании изложенного, если физическое лицо в целях Налогового кодекса признано резидентом Республики Казахстан, то такое лицо обязано представлять декларацию по индивидуальному подоходному налогу (ф.240.00):

— получившее доходы из источников за пределами Республики Казахстан;

— граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 12 МЗП, либо имущество, находящееся за пределами Республики Казахстан.

Направляется для сведения и проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками.

При этом, подпунктом 2) статьи 219 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI, установлено, что нерезидентом в целях Налогового кодекса признается, несмотря на положения статьи 217 Налогового кодекса, иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, подпункт 2) статьи 219 Налогового кодекса распространяется на лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан.

Тенгебаев А.М