Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

от 11 сентября 2001 года № 7-30-2001

В связи с поступающими в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан обращениями от государственных органов о разъяснении применения норм действующего законодательства, регулирующего государственные закупки, сообщаем следующее. В соответствии со статьей 910 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее Кодекса) конкурсные обязательства, возникающие в связи с проведением торгов (тендера, аукциона) регламентируются настоящим кодексом, а также иными законодательными актами Республики Казахстан. Статья 915 названного Кодекса предусматривает, что при конкурсных торгах в форме тендера его инициатор (организатор) заключает договор с тем из участников, кто предложит лучшие условия договора. При этом п. 4 статьи предоставляет организатору тендера возможность признания тендера несостоявшимся, в случае принятия в нем участия менее двух участников. Вместе с тем, в статье 2 Кодекса указано, что «граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора». В нормах Кодекса изложены общие условия проведения торгов (тендеров, аукционов). Учитывая, что тендеры (конкурсы) могут проводиться разными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями и предприятиями, при чем различной формы собственности, то каждый организатор вправе разрабатывать и применять специальные нормы отвечающие их интересам. При этом основным требованием к этим нормам является соответствие действующим законодательным актам Республики Казахстан. Особенность Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» в том, что он регулирует правоотношения, возникающие в процессе государственных закупок товаров, работ и услуг, которые осуществляются за счет республиканских и местных бюджетов Республики Казахстан, в целях эффективного расходования этих средств. Поэтому основными принципами проведения конкурсов для осуществления государственных закупок данный Закон определяет обеспечение добросовестной конкуренции между потенциальными поставщиками, оптимальное расходование бюджетных средств и выявление наиболее выгодных условий договора о государственных закупках. В целях обеспечения этих принципов статья 8 Закона РК «О государственных закупках» предусматривает обязательное участие в конкурсе не менее трех потенциальных поставщиков. Данное требование Закона не противоречит положениям статьи 915 Кодекса, поскольку применение данного специального нормативного правового акта предусмотрено статьей 910. Более того, статья 915 Кодекса предоставляет право, но не обязывает организатора конкурса признать конкурс несостоявшимся при определенных условиях. В случае же различного понимания норм гражданского законодательства следует руководствоваться положениями ст. 6 Кодекса, согласно которой «нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения». Также необходимо отметить, что вышеназванные требования Закона РК «О государственных закупках» применяются при проведении тендеров только государственными органами. В отношении хозяйствующих субъектов с иной формой собственности эти нормы не применяются.

Заместитель Генерального Прокурора РК          А. Даулбаев