Лиза Жумахметова,
партнер
Рустам Байтазин,
юрист
Юридическая фирма «Signum»

Последние 25 лет в Казахстане обусловлены динамичным развитием государства и постоянным прогрессом. Правительство Казахстана, несомненно, приложило много усилий, чтобы сделать государство стабильным и привлекательным для иностранных инвестиций, обеспечивая новые инвестиционные возможности, повышая темпы экономического роста, которые в конечном итоге обеспечивают более высокую прибыль от инвестиционной деятельности. Кроме того, Казахстан оказался в числе первых 30 юрисдикций по благоприятности условий ведения бизнеса в рамках опроса, проводимого Всемирным банком, что является подтверждением наличия правовой среды, способствующей упрощенному созданию и ведению бизнеса.

Принцип «одного окна» в работе с государственными органами, электронное правительство, подача документации и отчетности онлайн, электронное лицензирование и другие подобные усилия правительства имеют большое значение для создания благоприятной бизнес-среды в Казахстане для иностранных инвесторов. В то же время, несмотря на большие усилия и множество позитивных моментов, действительно остается ряд нерешенных вопросов касательно регулирования деятельности иностранных предпринимателей – с момента первичной регистрации и до прекращения деятельности (ликвидации, снятия с учетной регистрации). В данной статье рассмотрим вопросы снятия с учетной регистрации (ликвидации) филиала иностранного юридического лица и предоставим несколько практических советов, которые, по нашему мнению, позволят вам быть в курсе действующей регуляторной среды и в будущем избежать ненужных временных задержек и фрустраций.

Ликвидация бизнеса в Казахстане является объемным, трудоемким и длительным процессом. Потребуется большое количество терпения и упорства со стороны всех заинтересованных сторон процесса, то есть самого филиала, головного офиса, их консультантов (юридических, налоговых, бухгалтеров) и даже со стороны органов государственных доходов. Учитывая, что процесс ликвидации строго урегулирован законодательством и требует выполнения значительного объема работ с самого его начала, процесс имеет шанс стать более плавным и менее стрессовым, как только все вовлеченные в него стороны осознают в нем свои роли и обязанности.

Ликвидация затрагивает юридические и налоговые вопросы, и тем самым подразумевает необходимость привлечения как юридических, так и налоговых консультантов. Важно понимать, что ни один шаг или установленные законом сроки не должны быть упущены; в противном случае, упущения могут привести к задержкам и разочарованиям в лучшем случае и к крупным административным штрафам и ненужным затратам при худшем развитии событий.

Следовательно, важно полностью понимать весь цикл процесса ликвидации, который включает в себя, помимо прочего, подачу уведомления в уполномоченные органы (органы юстиции и государственных доходов); размещение объявления о снятии с регистрационного учета в общенациональных газетах (в интересах кредиторов установленный законом срок для заявления требований составляет 2 месяца); подготовка и утверждение налоговой документации (ликвидационный баланс и ликвидационная налоговая декларация); подача заявления на проведение ликвидационной налоговой проверки; уплата налогов, обязательных и социальных выплат, указанных в ликвидационной налоговой декларации (при необходимости); завершение процесса проведения ликвидационной налоговой проверки органами государственных доходов; уплата налогов, если они согласованы с результатами ликвидационной налоговой проверки, или обжалование результатов проверки; утверждение головным офисом финального ликвидационного баланса; закрытие банковских счетов филиала иностранного юридического лица; подача заявления в органы юстиции для осуществления юридической части процесса – снятия филиала с учетной регистрации с последующей выдачей органами юстиции приказа о снятии филиала с учетной регистрации, и т.д.

Как видите, процесс ликвидации действительно включает в себя множество шагов и требует действий от каждой заинтересованной стороны. Процесс с большей долей вероятности займет несколько месяцев (в нашей практике был случай, когда процесс длился около года) и потребует постоянного контроля со стороны квалифицированных юристов и бухгалтеров.

Предвкушая долгое путешествие

Теоретически вся сложность процесса ликвидации, как мы понимаем, направлена на то, чтобы не позволить компаниям или инвесторам попросту «бросить» свои неудачные предприятия, чтобы обеспечить отсутствие налоговых задолженностей, а также направлена на защиту сотрудников и кредиторов. Ликвидационная налоговая проверка, осуществляемая органами государственных доходов, является одним из основных шагов в этом отношении. Исторически эта часть процесса является наиболее длительной и наиболее сложной. Несмотря на то, что установленные законодательством сроки проведения проверок значительно сократились за последние несколько лет, органы государственных доходов все же находят возможность продлить сроки проверки по своему усмотрению, тем самым вынуждая налогоплательщиков находиться в режиме ожидания проверки в течение нескольких месяцев. На практике подобное чаще всего происходит ввиду наличия ощутимых кадровых проблем в органах государственных доходов.

В последнем случае из практики орган государственных доходов продлил установленный законом срок в 30 рабочих дней на более чем 60 рабочих дней, таким образом, с учетом праздников и выходных период налоговой проверки составил пять месяцев.

«Сюрпризы» от налоговых информационных систем

Филиал подлежит ликвидации только при условии отсутствия активов на балансе и невыполненных обязательств. По завершении ликвидационной налоговой проверки налоговый орган должен по своим каналам уведомить органы юстиции о завершении ликвидационной налоговой проверки и об отсутствии налоговых задолженностей, вследствие чего органы юстиции осуществляют снятие филиала с учетной регистрации в торговом реестре.

На первый взгляд процедура выглядит довольно простой и не вызывающей затруднений, если бы не одна маленькая, но значительная деталь. Налоговые и таможенные органы, будучи частью комитета государственных доходов, исторически используют две отдельные и совершенно разные системы для учета налогов и таможенных платежей, что требует осуществления отдельных запросов на получение справок об отсутствии какой-либо налоговой или таможенной задолженности. Несомненно, комитет государственных доходов в последнее время работает над синхронизацией двух систем, однако до тех пор, пока синхронизация не будет должным образом отлажена на практике, нужно будет контролировать ход исполнения процесса (доходящего порой до острых конфликтных ситуаций) с государственными органами. Единая информационная система налоговых и таможенных органов порой может не работать должным образом, ввиду чего известны случаи, когда недостоверная информация о наличии у налогоплательщика налоговых задолженностей отражается в электронных системах органов юстиции. Все это, как правило, приводит к дальнейшему приостановлению процесса, поскольку, органы юстиции будут вынуждены отказать в снятии с учетной регистрации ввиду якобы наличия у филиала задолженностей, хотя на самом деле задолженностей уже нет.

Учтите важность налоговых специалистов до конца процесса

Готовясь к ликвидации филиала, чрезвычайно важно уделить особое внимание наличию задолженностей, будь то налоговые и таможенные задолженности, долги перед контрагентами и кредиторами, или задолженности перед головным офисом (возникшие вследствие получения финансирования).

В связи с этим стоит отдельно затронуть тему финансирования филиала его головным офисом. Основные вопросы, которые могут возникнуть в данном случае: как рассматривать финансирование с налоговой точки зрения? Будет ли финансирование считаться доходом для филиала? Должно ли это облагаться налогом? В ходе осуществления деятельности филиалом, а также на стадии ликвидации очень важно активно вовлекать в процесс головной офис филиала и налоговых консультантов.

Головной офис (и его филиал) сталкиваются с двумя основными налоговыми вопросами в отношении финансирования.

  1. Каков статус финансирования филиала с точки зрения налогообложения в Казахстане?

С юридической точки зрения, филиал иностранного юридического лица не является отдельным юридическом лицом, он представляет собой не что иное, как структурное подразделение головной компании, или, иными словами, часть юридического лица. Поэтому любые переводы средств между головным офисом и его филиалом должны рассматриваться как внутренние переводы, как основной инструмент головного офиса, применяемый для финансирования деятельности своего филиала в Казахстане, особенно в самом начале деятельности филиала, до тех пор, пока не будут набраны соответствующие обороты, и филиал обретет способность и возможность генерировать собственный доход. Несмотря на вышеуказанный правовой статус, филиал иностранного юридического лица может быть признан «отдельным юридическим лицом» для налоговых целей в Казахстане. В результате налоговые органы могут признать такое финансирование доходом филиала, и, если финансирование в полном размере не было возвращено головному офису, оно может подлежать налогообложению.

  1. Следующий аналогичный и спорный вопрос вытекает из вышеупомянутого вопроса о финансировании и относится к разнице между курсами валют.

Как правило, финансирование головным офисом своего филиала осуществляется в иностранной валюте, на дату получения денежные средства находятся на счете филиала по одному обменному курсу, и при фактической конвертации филиалом денежных средств в национальную валюту обменный курс валют может быть совершенно иным ввиду сильных колебаний валютных курсов. Позиция налоговых органов (до января 2018 года) заключалась в том, что положительная курсовая разница должна быть признана доходом для филиала (и в конечном итоге – для головного офиса). Учитывая часто возникающую девальвацию национальной валюты в нашей стране, можно представить объем курсовой разницы, который подлежал налогообложению.

Вышеупомянутая позиция налоговых органов позволяла сделать вывод о том, что головной офис буквально наказывался за финансирование деятельности своего филиала для целей оплаты счетов контрагентов филиала, его сотрудников и т.д., или, если угодно, за осуществление инвестиций в Казахстан. В одном из случаев нашей практики ввиду отсутствия у филиала собственных средств головному офису необходимо было снова перевести средства для того, чтобы филиал имел возможность оплатить налог, возникший из-за курсовой разницы. Как бы смешно и абсурдно это ни звучало, но подобные операции были нашей реальностью в последние годы. К счастью, благодаря недавним изменениям в законодательстве, в будущем этот вопрос больше не должен быть проблемой. В то же время вероятность возникновения подобных ситуаций необходимо учитывать при рассмотрении любых схем финансирования.

Позиция налоговых органов по вышеуказанным пунктам может быть оспорена, однако налоговые органы временами используют подобный подход в качестве рычага при исчислении других сумм, подлежащих налогообложению, например, по НДС.

Подводя итоги, мы хотели бы подчеркнуть все позитивные изменения, которых правительство Казахстана добилось для создания привлекательного инвестиционного климата в стране на нормативно-правовом и законотворческом уровнях.

В то же время правильная реализация и выполнение всех усилий правительства на практике имеет первостепенное значение для содействия изменениям, которые помогут сохранить действующих в стране инвесторов и привлечь новых.

Один из наших клиентов, добросовестный иностранный инвестор, вложивший в Казахстан более 1 млрд. тенге, способствовавший открытию новых рабочих мест и привлечению к работам преимущественно местных компаний, в ходе своей деятельности вынужден был столкнуться с совершенно абсурдными ситуациями при работе с государственными органами, и в конечном итоге принял решение об уходе с казахстанского рынка. Несмотря на то, что основной причиной ухода с рынка было изменение общей инвестиционной стратегии компании, проблемы, изложенные в этой публикации, могли также сыграть свою роль в принятии решения.

Мы полагаем, что сложившаяся неблагоприятная практика работы государственных органов, вне всякого сомнения, может подорвать все усилия и амбициозные начинания, предпринятые Правительством Республики Казахстан для привлечения большего объема инвестиций в страну, расширения внутреннего производства и создания благоприятного инвестиционного климата для бизнеса.

Подход государственных органов к ведению дел с инвесторами должен быть пересмотрен для более устойчивого экономического роста, удержания в стране действующих инвесторов и привлечения новых.

В эпоху высокой конкуренции за привлечение инвестиций между развивающимися рынками нашему государству необходимо уделить более пристальное внимание этим аспектам, дабы не растерять свои позиции в обозримом будущем.

Статья опубликована в журнале «Де-Юре. Журнал юриста и нотариуса» № 1, 2019 г.