Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 2 марта 2020 года на вопрос от 14 февраля 2020 года № 595301 (dialog.gov.kz)

Здравствуйте, уважаемый министр, обращаемся к Вам за получением разъяснения по следующей ситуации: Работник изъявил желание работать на дому, и написал заявление о дистанционной работе.

Работодатель предоставляет ему компьютер для осуществления трудовой деятельности.

Согласно п. 2 статьи 138. ТК РК: «Работодатель предоставляет работнику средства коммуникаций (средства связи) и несет расходы по их установке и обслуживанию.

В случае, когда работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе, работодателем выплачивается компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливается по соглашению с работником.

По соглашению сторон дистанционному работнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением работы для работодателя (стоимость электроэнергии, воды и другие расходы)».

В связи с этим, любезно просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам:

  1. Обязан ли Работодатель возмещать какие либо расходы Работника, работающего дистанционно, если инициатива и необходимость работать таким образом возникла у Работника?
  2. Будет ли классифицироваться неуплата, либо отказ от возмещения таких расходов — как нарушение требований по оплате труда (ст. 87 ТК РК), допущение дискриминации в сфере труда (ст. 90 ТК РК), учитывая тот факт, что работодатель терпит неудобства в виде отсутствия работника в офисе и контроля его работы?
  3. Что входит в понятие «Средства связи»? Можно ли детализировать это понятие?

Относится ли к ним компьютер или другая оргтехника? Либо к этому понятию относится только оплата расходов телефонной связи и интернет?

Будем признательны за развернутый и подробный ответ со ссылками на действующее законодательство.

По первому вопросу: Основной задачей внедрения дистанционной занятости является преодоление отдаленного местонахождения либо разгрузка уличного движения, сокращение загрязнения окружающей среды, возможность совмещения трудовой и семейной жизни.

Вместе с тем, не следует также забывать, что в вопросах трудоустройства государство выступает в роли посредника, а условия трудового договора являются предметом обсуждения и принятия между работником и работодателем.

Норма кодекса дает возможность по взаимному согласию работодателя и работника при заключении трудового договора и в процессе трудовой деятельности переходить на дистанционную работу.

С четом изложенного, если работодатель согласен, чтобы работник осуществлял работу дистанционно, то это возможно.

По второму вопросу: Работодатель предоставляет работнику средства коммуникаций и несет расходы по их установке и обслуживанию.

В случае, когда работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе, работодателем выплачивается компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливается по соглашению с работником.

Таким образом, при заключении трудового договора с работником на дистанционную работу необходимо учесть вопрос о том, кто предоставляет работнику средства коммуникаций (средства связи) и несет расходы по их установке и обслуживанию: работодатель или работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе.

В последнем случае необходимо определить размер компенсации, порядок и периодичность их выплаты.

При положительном для работника решении этого вопроса необходимо размеры компенсации указать в трудовом договоре.

Для работников, занятых на дистанционной работе, устанавливается фиксированный учет рабочего времени, особенности контроля за которым определяются в трудовом договоре.

Таким образом, особенность контроля может выражаться в видео-фиксации (скайп и т.д.) или периодичности рабочих контактов работника с работодателем (информировании о начале и завершения работы) и т.д.

Форма и порядок ведения учета рабочего времени определяются актом работодателем (это может быть табель).

По третьему вопросу: Законодателем (в Трудовом кодексе) не дается определение по понятию «средства связи».

Согласно подпункту 57) статьи 2 Закона РК «О связи» средства телекоммуникаций (средства связи) — технические устройства, оборудование, системы и программные средства, позволяющие формировать, передавать, принимать, хранить, обрабатывать, коммутировать электромагнитные или оптические сигналы или управлять ими.