Ответ Министра финансов РК от 23 октября 2019 года на вопрос от 14 октября 2019 года № 575189 (dialog.egov.kz)

Уважаемый Алихан Асханович!!!!

Мое обращение связано с вопросом применения государственных закупок субъектами квазигосударственного сектор, в частности социально-предпринимательскими корпорациями регионов.

В Законе РК от 26 декабря 2018 года №202-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора» нет точного указания о дате перехода закупок социально-предринимательских корпораций на платформу веб-портала государственных закупок.

Также, отсутствует конкретные переходные моменты в Законе РК «О государственных закупках».

Хочу отметить, что в вышеуказанных Законах имеются оговорки о переходе на платформу веб-портала государственных закупок национальными компаниями, холдингами, управляющими холдингами, но про социально-предпринимательские корпорации сведения о необходимости перехода отсутствуют.

В этой связи прошу Вас дать разъяснение о необходимости перехода социально-предпринимательскими корпорациями на площадку веб-портала государственных закупок.

Также, прошу привести ссылки на законодательные акты.

Уважаемый Кайрат!

26 декабря 2018 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора» (далее — Закон).

Данным Законом внесены поправки в Законы РК «О государственном имуществе» и «Об акционерных обществах».

Согласно пункту 1 статьи 34-1 Закона «Об акционерных обществах», закупки товаров, работ и услуг, в том числе размещение гарантированного заказа, национальными управляющими холдингами, за исключением Фонда национального благосостояния, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, за исключением Фонда национального благосостояния, национальному холдингу, национальной компании, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.

Также, согласно подпункту 30-3) статьи 1 Закона «О государственном имуществе» правила осуществления закупок — порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.

Таким образом, вышеуказанные нормы не распространяются на закупки товаров, работ, услуг осуществляемых социально-предпринимательскими корпорациями.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 1 Закона «О государственных закупках», Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, товаров, работ, услуг, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами.

Вместе с этим, из подпункта 27) статьи 2 Закона «О государственных закупках» следует, что заказчики — это, в том числе, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица.

Таким образом, закупки товаров, работ, услуг, социально-предпринимательскими корпорациями должны осуществляться согласно нормам законодательства о государственных закупках.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.