Михаил Абдулов
Юрист, Департамент «Недропользование (Алматы)»
Юридическая фирма GRATA International
- Введение
Если инвестор заинтересован в осуществлении деятельности (разведка/добыча) в сфере нефти и газа в Республики Казахстан («РК»), то он должен получить соответствующее право недропользования («Право»), которое оформляется путем заключения соответствующего контракта на недропользование («Контракт»).
Инвестор может получить Право прямо (приобретение Права у действующего недропользователя или у государства) или косвенно (путем приобретения акций в недропользователе или его прямой или косвенной материнской компании (так называемые «объекты, связанные с правом недропользования» («Объекты»). Кроме этого, Право может быть получено путем кооперации с национальной компанией, которая имеет право на получение Права путем проведения прямых переговоров (все другие лица могут получить Право от государства только через соответствующий аукцион («Аукцион»). Последним способом получения Права или Объектов является их приобретение через публичные торги, инициированные залогодержателем или банкротным управляющим в процессе исполнительного производства.
Кодекс РК «О недрах и недропользовании» от 27.12.2017 г. («Кодекс»), который был введен в действие с 29.06.2018 г., в целом не внес существенных изменений к любому из вышеуказанных способов, за исключением способа, когда Право приобретается у государства через Аукцион.
Настоящая статья описывает как заинтересованное лицо может получить Право от государства через Аукцион.
- Процедура Аукциона
2.1. Территория
Аукцион может быть проведен только по участку недр, который включен в соответствующую карту территорий для недропользования углеводородов, указанных в Приложении 3 к программе управления государственным фондом недр («Программа»). Последняя версия карты доступна на сайте https://gis.geology.gov.kz/geo (См. карту, действующую на 25.06.2019 г., в Приложении к настоящей статье).
Если интересующая территория не включена в Программу, любое лицо может подать заявление в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК («МИИР») о включении участка недр в Программу. Заявление должно содержать информацию о географических координат угловых точек, виде операций (т.е. разведка или добыча), виде полезного ископаемого (к примеру, углеводороды), а также указание на расположение участка недр. МИИР запрашивает мнение Министерства энергетики («МЭ») и после рассмотрения, принимает решение о внесении изменений в Программу (с включением новых участков) или отказывает в таковом с объяснением причин отказа.
2.2. Кто может подать заявку на Аукцион?
Лицо, заинтересованное в приобретении Права («Заявитель»), должно соответствовать следующим критериям («Критерии»):
- не должно находиться на стадии ликвидации, реорганизации или банкротства;
- не должно иметь непогашенную задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- должно иметь финансовые средства, достаточные для выполнения минимальных требований по объемам и видам работ на участке недр в период разведки.
Если Заявитель подает заявку на получение Права на море, в дополнение к вышеуказанным Критериям, он должен обладать положительным опытом проведения операций по недропользованию на территории континентального шельфа РК или внутренних водоемов РК либо на море за пределами территории РК («Опыт проведения операций на море»). Требование по наличию Опыта проведения операций на море является выполненным, если акционер/участник Заявителя имеет Опыт проведения операций на море и ему прямо принадлежит не менее 25% акций/долей в Заявителе.
Отметим, что согласно ст. 154.6 Кодекса если Право представлено на море, АО «Национальная компания «КазМунайГаз» должно принадлежать не менее 50% долей в таком Праве.
2.3. Предварительная стадия
Если Заявитель соответствует Критериям, он может подать в МЭ одно из следующих заявлений:
- заявление на проведение Аукциона, если Аукцион не был объявлен («Заявление на проведение»); или
- заявление на участие в объявленном Аукционе («Заявление на участие»).
Оба заявление составляются в соответствии с требованиями, установленными ст. 96 Кодекса.
Заявление на проведение | Заявление на участие |
Рассмотрение МЭ (с даты получения) | |
20 рабочих дней. По результатам рассмотрения МЭ публикует извещение о проведении Аукциона либо отказывает в рассмотрении заявления. | 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения МЭ принимает заявление и допускает Заявителя к участию в Аукционе либо отказывает в приеме заявления. |
Аукцион организуется МЭ и проводится комиссией по проведению Аукционов («Комиссия») в соответствии с Кодексом. | |
Основания для отказа МЭ | |
1) заявление подано позже Срока подачи (как определенно в п. 2.4 ниже); 2) заявление не соответствует требованиям, установленным Кодексом (т.е. ст. 96 Кодекса); 3) Заявитель не соответствует требованиям, установленным Кодексом (т.е. не соответствует Критериям); 4) в течение 3 лет до подачи заявления компетентный орган досрочно прекратил действие Контракта, заключенного с Заявителем или лицом, прямо/косвенно контролирующим Заявителя или находящимся под его контролем; 5) у Заявителя, являющегося недропользователем, имеются неустраненные нарушения обязательств по другому Контракту, указанные в уведомлении компетентного органа; 6) Заявитель ранее был определен победителем Аукциона, но не уплатил подписной бонус; 7) запрашиваемый участок недр не указан в извещении о проведении Аукциона; 8) Заявитель представил недостоверные сведения; 9) предоставление Заявителю Права повлечет угрозу национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав в рамках Контракта и/или концентрации Прав. Отказ МЭ в приеме заявления по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 3), 4), 6), 8) и 9) выше, лишает Заявителя права подачи повторного заявления. Отказ в приеме заявления должен содержать указание на причины отказа, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9) выше. | |
Только пункты 2)-6), 8) и 9) вышеуказанного списка применимы как основания для отказа в рассмотрении заявления. Дополнительно, МЭ может отказать в рассмотрении заявления, если: · запрашиваемый участок недр не включен в Программу; · в течении 3 лет до подачи заявления Заявитель подавал другое заявление на проведение Аукциона, но не зарегистрировался в качестве участника. | Все пункты из вышеуказанного списка применимы как основания для отказа в принятии заявления. |
2.4. Условия проведения Аукциона
Если рассмотрение Заявления на проведение будет положительно рассмотрено МЭ, то извещение о проведении Аукциона («Извещение») и об условиях его проведения размещается на интернет-ресурсе МЭ, а также направляется для опубликования в периодические печатные издания, распространяемые на всей территории РК, на казахском и русском языках. Извещение должно содержать информацию, указанную в ст. 95.2 Кодекса. Если Аукцион проводится по участку недр, по которому ранее был прекращен Контракт, Извещение должно дополнительно содержать информацию, указанную в ст. 95.3 Кодекса.
Срок, предоставляемый для подачи Заявления на участие, составляет 2 месяца со дня опубликования Извещения («Срок подачи»).
Дата проведения Аукциона не может быть позднее 2 месяцев со дня завершения Срока.
Лица, заинтересованные в участии в Аукционе, не позднее окончательного Срока подачи имеют право на получение информации, связанной с порядком проведения Аукциона.
Размер взноса за участие в Аукционе определяется МЭ исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов Аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов. Такой взнос возврату не подлежит.
2.5. Проведение Аукциона
В случаях, если в Срок подачи, не было представлено ни одного Заявления на участие и/или если по итогам рассмотрения заявлений не был допущен к участию в Аукционе ни один из Заявителей (кроме лица, подавшего Заявление на проведение), Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня завершения Срока подачи, либо завершения рассмотрения Заявлений на участие, принимает решение об отмене Аукциона.
В этом случае с лицом, подавшим Заявление на проведение, заключается Контракт в порядке, установленном ст. 100 Кодекса для заключения Контракта с победителем Аукциона, при условии оплаты таким лицом стартового размера подписного бонуса.
Информация об отмене Аукциона в течение 3 рабочих дней со дня принятия Комиссией соответствующего решения должна быть размещена на интернет-ресурсе МЭ, а также опубликована в периодическом печатном издании, распространяемом на всей территории РК, на казахском и русском языках.
До 01.01.2020 г. Аукционы проводятся в стандартном формате (т.е. необходимо персональное участие в соответствующем месте). С 01.01.2020 г. все Аукционы будут проводится в электронном формате на сайте МЭ.
Победителем Аукциона становится участник, предложивший наибольший размер подписного бонуса.
Победитель Аукциона в течении 20 рабочих дней («Срок оплаты») со дня опубликования итогов Аукциона:
- оплачивает подписной бонус, определенный по результатам Аукциона, или если был всего 1 зарегистрированный участник – стартовый размер подписного бонуса;
- направляет в МЭ подтверждение оплаты за подписной бонус и подписанный со своей стороны Контракт.
Также победитель Аукциона дополнительно разрабатывает программу работ, содержащую объемы, описание и сроки выполнения работ в период разведки и соответствующую минимальным требованиям по объемам и видам работ на участке недр в период разведки, и прилагает ее к Контракту в качестве его неотъемлемой части.
Контракт должен содержать приложение к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью, устанавливающее в соответствии со ст. 110 Кодекса участок недр, на котором недропользователь вправе проводить операции по разведке и/или добыче углеводородов.
МЭ в течение 20 рабочих дней со дня получения от победителя Аукциона Контракта и подтверждения оплаты подписного бонуса заключает с ним Контракт и направляет победителю Аукциона его подписанный экземпляр.
В случае, если победитель Аукциона в течение Срока оплаты не уплатил подписной бонус и/или не представил в МЭ подписанный со своей стороны Контракт, такое лицо лишается права на заключение Контракта, а участок недр повторно выставляется на Аукцион.
2.6. Основания для признания Аукциона недействительным
Суд может признать Аукцион недействительным по требованию участника или МЭ по следующим основаниям:
- нарушение правил проведения Аукциона, установленных Кодексом, которое повлияло на определение победителя Аукциона;
- установление факта предоставления лицом, с которым по итогам Аукциона заключен Контракт, МЭ заведомо недостоверных сведений, оказавших влияние на его решение о допуске такого лица к участию в Аукционе.
Участники Аукциона вправе обжаловать результаты Аукциона в судебном порядке по основанию, указанному в пункте 1) выше, в течение 3 месяцев со дня опубликования его результатов.
В случае оспаривания действительности Аукциона до заключения Контракта срок заключения Контракта приостанавливается до вынесения судом решения по существу.
Признание Аукциона недействительным влечет недействительность Контракта, заключенного по итогам Аукциона.
Если Аукцион признан недействительным по основанию, указанному в пункте 1) выше, лицо, которое было объявлено победителем такого Аукциона, вправе требовать возврата уплаченного подписного бонуса.
- Выводы
Подводя итог вышеуказанному, в отличие от предыдущих законодательных актов о недропользовании, Кодекс предусматривает более прозрачную процедуру получения Права через Аукционы. Основными положительными моментами являются: возможность видеть территорию всех потенциальных Аукционов и включить интересующий участок недр в Программу, подробный список ограничений для потенциальных Заявителей, возможность заключения Контракта для разведки и добычи (ранее в основном отдельно для разведки и для добычи), предстоящие поправки относительно того, что с 01.01.2020 г. Аукционы будут проводиться в электронном формате.
* * * * *
Информация выше имеет обзорный характер и не является юридической консультацией. Данная информация подготовлена с целью уведомления наших клиентов и других заинтересованных лиц о нововведениях и может содержать ссылки на Интернет сайты помимо сайта GRATA International. На основании данной информации не следует осуществлять какие-либо действия в конкретной ситуации без надлежащей юридической консультации.
Приложение
Карта обозначенных территорий для разведки и добычи / добычи углеводородов (аукцион), включенных в Программу (https://gis.geology.gov.kz/geo/)