Роман Москаленко, LLM
Партнер, ТОО «PKF Kazakhstan»

В последнее время немало иностранных компаний рассматривают возможность открытия интернет-магазинов в Казахстане или их релокацию. При этом, законодательство Республики Казахстан устанавливает ряд требований, предъявляемых к языку, контактной информации, указания валюты, доменному имени, местонахождению серверного оборудования и прочим условиям интернет-ресурсов.

Ниже рассмотрены основные требования, которые можно выделить из многообразия законодательных положений, регулирующих соответствующие правоотношения.

  1. Требования к языкам.

В соответствии со ст. 24 Закона о потребителях, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона о языках.

Согласно ст. 21 Закона языках, объявления, реклама, прейскуранты, ценники, меню, указатели и другая визуальная информация размещаются на государственном языке, при необходимости также на русском и (или) других языках, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

В силу п. 105 Правил торговли, информация о наименовании товара (работы, услуги), стоимости и условия приобретения товара (работы, услуги), а также сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях доводится до потребителя на казахском и (или) русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий, в соответствии со статьей 25 Закона о потребителях.

Согласно п. 105-1 Правил торговли, при реализации товаров (работ, услуг) посредством социальных сетей продавец (в том числе интернет-магазин) обеспечивает соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей и регулировании торговой деятельности.

При этом, согласно п. 3-1 ст. 25 Закона о потребителях, при реализации товара путем электронной торговли информация о наименовании товара (работы, услуги), стоимости и условия приобретения товара (работы, услуги), а также сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан, доводятся до потребителя на казахском и русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий.

Также допускается размещение на интернет-ресурсе, который используется продавцом в целях электронной торговли, ссылки на интернет-ресурсы, где содержатся сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги).

В силу п. 2 ст. 10 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 06 апреля 2016 года №480-V, соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан;

3) кодексы Республики Казахстан;

4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов.

В соответствии с п. 7 ст. 25 Закона о потребителях, информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной.

Статья 75 КоАП РК предусматривает ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о языках.

В частности, согласно ч.5 вышеуказанной статьи, ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам – влекут штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.

В силу ч.6, действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, верховенство Закона о потребителях над Правилами торговли, и в силу прямого указания соответствующего положения в Законе, мы приходим к выводу о необходимости наличия на интернет-ресурсе (информационно-коммуникационные технологии/аппаратно-программный комплекс) информации на казахском языке в обязательном порядке.

 

  1. Требования к контактной информации.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о потребителях, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).

Продавец (изготовитель, исполнитель), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен также предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени, отчестве (при его наличии), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию как индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 4 ст. 26 Закона о потребителях, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свои контактные данные (адрес и номер телефона) и контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа, условия реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информацию об обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договор, заключенный при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги), разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).

Требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи и частью первой настоящего пункта, распространяются на продавцов (изготовителей, исполнителей) в электронной коммерции с учетом требований пункта 2 статьи 33-2 настоящего Закона.

Пункт 2 статьи 32-2 Закона о потребителях гласит: при реализации товара (выполнении работы, оказании услуги) посредством электронной коммерции указание на информацию о контактных данных (адреса и номера телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров путем ссылки на официальный интернет-ресурс уполномоченного органа, а также право потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов подлежит размещению посредством информационно-коммуникационных технологий.

Обязательно размещение на интернет-ресурсе, который используется продавцом (изготовителем, исполнителем), информации о его контактных данных (фактического адреса и номера телефона).

В силу ч. 5 ст. 190 КоАП, неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца (изготовителя, исполнителя), уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информации о праве потребителя обратиться к ним за восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов влечет предупреждение.

Совершение вышеуказанного деяния повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Таким образом, в целях соблюдения законодательства Республики Казахстан, на интернет-ресурсе необходимо размещение вышеуказанной контактной информации на русском и казахском языках.

 

  1. Отнесение интернет-ресурса к казахстанскому при размещении его за пределами домена «kz».

В соответствии с п. 5 Правил регистрации доменных имен, регистратор в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки от регистранта проводит проверку:

1) достоверности и полноты информации, указанной в заявке, включая информацию о местонахождении серверного оборудования в пространстве казахстанского сегмента Интернета, на котором будет использоваться доменное имя;

2) доступности для регистрации запрашиваемого доменного имени к моменту подачи заявки;

3) соответствия запрашиваемого доменного имени стандартам Интернет: RFC-1032, RFC-1034, RFC-1035, RFC-1122, RFC-1133, RFC-1591;

4) отсутствия запрашиваемого доменного имени в перечне зарезервированных доменных имен;

5) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о запрете на использование регистрируемого доменного имени;

6) отсутствия в содержании запрашиваемого доменного имени информации, запрещенной законами Республики Казахстан.

Согласно п. 16 Правил регистрации доменов, пользование доменным именем в пространстве казахстанского сегмента Интернета приостанавливается при:

1) выявлении недостоверных сведений о регистранте, указанных в заявке поданной регистрантом для регистрации доменного имени;

2) выявлении на интернет-ресурсе вредоносного программного обеспечения, создающего угрозу безопасному использованию Интернета;

3) наличии вступившего в законную силу решения суда о приостановлении использования доменного имени;

4) не устранении регистрантом инцидента информационной безопасности, о котором поступило оповещение от уполномоченного органа, либо от Службы реагирования на компьютерные инциденты Акционерного общества «Государственная техническая служба» Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

5) отсутствии сертификата безопасности (отечественного или иностранного);

6) размещении интернет-ресурсов на аппаратно-программных комплексах вне территории Республики Казахстан.

В силу п. 28 Правил регистрации доменов, распределение доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета осуществляется на основе свободного доступа к информации о зарегистрированных доменных именах и зарезервированных доменных именах второго уровня.

К зарезервированным доменным именам второго уровня и последующих уровней относятся доменные имена:

1) EDU.KZ — предназначенные для регистрации доменных имен третьего уровня для организаций резидентов Республики Казахстан, осуществляющих образовательную деятельность;

2) GOV.KZ — предназначенные для регистрации доменных имен третьего уровня для государственных органов Республики Казахстан;

3) MIL.KZ — предназначенные для регистрации доменных имен третьего уровня для органов Министерства обороны Республики Казахстан.

В вышеуказанном пп. 6 п. 16 Правил регистрации доменов, предполагается приостановление регистрации при расположении аппаратно-программных комплексов за пределами Республики Казахстан. Данный подпункт направлен на участников регистрации доменных имен: регистратора, регистранта и не имеет отношения к третьим лицам – пользователям казахстанского сегмента сети Интернет.

В форме Приложения к Правилам регистрации доменных имен «Заявка регистранта на регистрацию домена», имеется примечание, которое гласит: «Обязательным условием к серверному оборудованию является его физическое место нахождения на территории Республики Казахстан».

Исходя из практики и общего вектора развития области информатизации Казахстана, видится, что данное требование к физическому расположению серверов под доменным именем KZ на территории Казахстана — это один из стимулов развития рынка услуг хостинга.

Кроме того, имеют место объяснения государственных органов[1] в этой связи, согласно которым, снимая ограничение по физическому расположению серверов интернет-ресурса, тем самым, создаются благоприятные условия для распространения противоправной информации в  казахстанской национальной доменной зоне «kz». Интернет-ресурсы различных террористических, экстремистских организаций в этом случае могут использовать домен «kz» для распространения своей информации, при этом физически находясь за пределами Казахстана.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что интернет-ресурс с иным доменом, нежели «kz» для отнесения его к ряду казахстанских, а также для его регистрации и легального использования должен быть расположен на серверном оборудовании, физическим местонахождением которого является Республика Казахстан, т.е. серверное оборудование должно быть подключено к казахстанскому интернет-провайдеру и использовать казахстанский IP-адрес (выделенный или общий).

 

  1. Перенаправление (redirect) на иностранный интернет-ресурс.

В соответствии с Законом  об информатизации, интернет-ресурс является объектом информатизации и на собственника/владельца накладывается ответственность по принятию мер по защите объектов информатизации, а также осуществления иных обязанностей в соответствии с настоящим законом и иными законами РК.

Вместе с тем, приказом Министра оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13 марта 2018 года № 38/НК «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета, закреплен порядок пользования доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета.

Указанные выше Правила регистрации доменных имен распространяются на всех собственников и владельцев интернет-ресурсов с зарегистрированными доменными именами «kz» вне зависимости от формы собственности (государственные/не государственные).

Регистрация доменного имени подразумевает включение сведений о доменном имени в реестр и делегирование полномочий по управлению доменным именем регистранту.

Регистрантом в соответствии с вышеуказанными Правилами регистрации доменных имен может являться физическое или юридическое лицо, направившее регистратору доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета заявку регистранта для регистрации доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета и являющееся его владельцем на период регистрации доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета. Юридическим фактом регистрации доменного имени будет являться включение сведений о доменном имени в реестр и делегирование полномочий по управлению доменным именем регистранту.

В силу пп. 9 п. 2 Правил регистрации доменных имен, реестр доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета – централизованная совокупность баз данных всех зарегистрированных доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета, содержащая все сведения о зарегистрированных доменных именах.

Согласно пп. 11 п. 2 Правил регистрации доменных имен, регистратор доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета – юридическое лицо, аккредитованное администратором для оказания услуги по регистрации доменных имен, внесению в реестр информации о доменном имени, обеспечению права регистранта по использованию доменного имени на основании соглашений с регистратурой и регистрантом.

Для поддержания функционирования интернет-ресурса, последний будет размещен на серверном оборудовании, размещенном в Республике Казахстан. При этом, законодательством Республики Казахстан не предусмотрены какие-либо ограничения в области перенаправления (redirect) с интернет-ресурса, размещенного в домене «kz» на интернет-ресурсы в других доменах.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, перенаправление сайта (redirect) с интернет-ресурса, размещенного в домене «kz», на другой интернет-ресурс с иным доменным именем представляется возможным и не нарушает законодательство Республики Казахстан. При этом, следует учитывать вышеизложенные выводы в отношении физического местонахождения серверного оборудования и соответствующие применимые нормы.

 

  1. Возможность указания стоимости товаров в иностранной валюте.

В соответствии со п. 12 ст. 24 Закона о потребителях, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в тенге в письменном виде.

Продавец в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты товара и его стоимости.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 25 Закона о потребителях, информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать стоимость в тенге и условия приобретения товара (работы, услуги).

В силу п. 3-5 ст. 14 Закона о СМИ, запрещается размещать информацию о товарах (работах, услугах) в целях реализации с указанием цены (тарифов, расценок, ставок) не в тенге.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 32-1 Закона о торговой деятельности, субъект торговой деятельности самостоятельно определяет цены на продаваемые товары, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о торговой деятельности, цена товара при его реализации на территории Республики Казахстан на условиях публичного договора указывается в тенге.

На основании статьи 127 ГК РК денежной единицей в Республике Казахстан является тенге. Тенге является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан.

Случаи, порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Республики Казахстан определяются законодательством.

Также, согласно пункту 1 статьи 282 ГК РК денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов по обязательствам на территории Республики Казахстан допускается в случаях и на условиях, определенных законодательными актами Республики Казахстан или в установленном ими порядке.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 6 Закона о валюте, установлено, что валютные операции между резидентами на территории Республики Казахстан запрещены, за исключением случаев проведения:

1) операций, одной из сторон которых выступают Национальный Банк Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, а также загранучреждения Республики Казахстан;

2) операций, одной из сторон которых выступают резиденты, которым право на проведение валютных операций с резидентами предоставлено законами Республики Казахстан либо принятыми до введения в действие настоящего Закона актами Президента Республики Казахстан;

3) операций с валютными ценностями, относимых к банковским операциям и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации в соответствии с выданной им лицензией Национального Банка Республики Казахстан или законами Республики Казахстан;

4) оплаты банковских услуг по проведению валютных операций;

5) операций, связанных с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и (или) погашением ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

6) операций между комиссионерами и комитентами при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами по экспорту или импорту, включая операции по возврату валютных ценностей комитенту;

7) операций по покупке и (или) продаже аффинированного золота в слитках за национальную валюту;

8) передачи векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств;

9) операций, связанных с расчетами при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках;

10) операций между филиалами (представительствами) иностранных организаций;

11) операций при оплате расходов физического лица, связанных с его командировкой за пределы Республики Казахстан, в том числе представительских расходов, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи с командировкой за пределы Республики Казахстан;

12) безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных ценностей физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительности;

13) внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц;

14) операций между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими валютные операции по поручениям клиентов, и физическими или юридическими лицами, связанных с передачей денег и финансовых инструментов со счетов (на счета) для учета и хранения денег и финансовых инструментов, принадлежащих клиентам, в рамках исполнения и прекращения договоров об оказании брокерских услуг;

15) операций, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом;

16) операций получателя от имени государства полезных ископаемых, которые в соответствии с Налоговым кодексом передаются ему в счет исполнения недропользователем налогового обязательства в натуральной форме, связанных с транспортировкой, хранением и реализацией таких полезных ископаемых;

17) платежей физических лиц за товары, работы и услуги по сделкам, заключаемым и исполняемым при их совершении на территории специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

Согласно пункту 2 этой же статьи валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются в национальной и (или) иностранной валюте.

При этом, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1 Закона о валюте, валютные операции:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

— ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей;

— передача валютных ценностей в доверительное управление;

— передача валютных ценностей на основании договора об оказании брокерских услуг.

Из вышеизложенного следует, что законодательство Республики Казахстан в области торговли, в том числе электронной, предусматривает указание цены товара при его реализации на территории Казахстана и на условиях публичного договора исключительно в тенге. Валютные операции в данном случае запрещены.

В случае указания цены товара не в тенге виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ст. 193 КоАП, реализация на территории Республики Казахстан без указания цены в тенге товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта, либо реализация на территории Республики Казахстан товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта, либо указание цены товара не в тенге при его реализации на территории Республики Казахстан на условиях публичного договора влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере шести, на субъектов среднего предпринимательства – в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Требование об указании цен (тарифов, расценок, ставок) на товары и услуги в тенге также распространяется на случаи распространения информации о товарах (работах, услугах) в целях реализации.

 

  1. Общие требования к интернет-магазинам в Казахстане.

В силу ст. 29-1 Закона о торговой деятельности:

«1. Продавец, адресующий от своего имени оферту в электронной форме, при осуществлении электронной торговли обязан:

1) включать в оферту существенные условия договора или указать порядок их определения, а также включать иные условия, установленные законодательными актами Республики Казахстан;

2) предоставить информацию о порядке заключения договора;

3) выписать счет-фактуру в порядке, определяемом Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также предоставить копии первичных учетных документов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

1-1. Продавец, равно как и покупатель, при осуществлении электронной торговли имеет право требовать исполнения от другой стороны обязательств по заключенным на электронной торговой площадке сделкам.

  1. Способы осуществления платежей и (или) переводов денег по сделкам электронной торговли осуществляются в порядке, установленном законодательствомРеспублики Казахстан о платежах и платежных системах.

2-1. Инфраструктура электронной коммерции на электронной торговой площадке включает в себя:

1) внутренние требования электронной торговой площадки к участникам электронной торговли;

2) возможность безналичного расчета за товар, работы и услуги с использованием банковских платежных систем;

3) организацию или координацию доставки товара или услуги;

4) обеспечение взаиморасчетов между покупателем и продавцом, в том числе при возврате товара;

5) предоставление возможности совершения договора купли-продажи, договора об оказании услуг посредством информационно-коммуникационных технологий путем обмена электронными документами или электронными сообщениями.

Особенности деятельности специализированных электронных торговых площадок устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

  1. Электронная торговая площадкапри осуществлении электронной коммерции определяет условия обеспечения:

1) целостности и конфиденциальности информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том числе сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

2) исполнения покупателем своих обязательств по заключенным на электронной торговой площадке сделкам в случае, если такие условия реализованы электронной торговой площадкой.

  1. Электронная торговая площадка, информационно-рекламная торговая площадкав электронной коммерции не вправе:

1) разглашать информацию, содержащуюся в электронных документах или электронных сообщениях, в том числе сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

2) передавать третьим лицам электронные документы, электронные сообщения или их копии, в том числе содержащуюся в них информацию, если иное не предусмотрено договором, заключенным ими с другими участниками электронной торговли, или законами Республики Казахстан;

3) изменять содержание электронных документов или электронных сообщений либо порядок их использования, если иное не предусмотрено договором, заключенным ими с другими участниками электронной торговли, или законами Республики Казахстан.

  1. Продавец и (или) владелец электронной торговой площадки при электронной торговле обеспечивают хранение информации в соответствии и на условиях, которые предусмотрены соглашением.»

Кроме того, в соответствии с параграфом 10 Правил торговли, к предпринимателям в области электронной торговли предъявляются следующие требования:

«105. В электронной коммерции защита прав и законных интересов потребителей обеспечивается не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли.

Продавец (в том числе интернет-магазин) перед заключением договора купли-продажи предоставляет потребителю информацию о товаре (работе, услуге), его стоимости, процедуре оплаты, условиях и стоимости доставки, гарантийном сроке (при его наличии).

Информация о наименовании товара (работы, услуги), стоимости и условия приобретения товара (работы, услуги), а также сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях доводится до потребителя на казахском и (или) русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец передает потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

105-1. При реализации товаров (работ, услуг) посредством социальных сетей продавец (в том числе интернет-магазин) обеспечивает соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей и регулировании торговой деятельности.

Реализация товаров (работ, услуг) посредством социальных сетей допускается при размещении ссылки на интернет-ресурсы (электронная торговая площадка, интернет-магазин, информационно-рекламная торговая площадка), где содержатся сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), наименовании продавца, его юридического адреса и абонентского номера, зарегистрированного у оператора сотовой связи Республики Казахстан.

Товары, бывшие в употреблении, подлежат реализации посредством интернет-ресурсов при соблюдении условий, предусмотренных в Параграфе 9 настоящей Главы.

Наличие документов, подтверждающих право собственности продавца на товары, за исключением товаров (работ, услуг) собственного производства, является условием для реализации его через интернет-ресурсы, которые используются продавцом в целях электронной коммерции.

  1. Инфраструктура электронной коммерции на электронной торговой площадке включает в себя:

1) внутренние требования электронной торговой площадки к участникам электронной торговли;

2) возможность безналичного расчета за товар (работы, услуги) с использованием банковских платежных систем;

3) организацию или координацию доставки товара (работы, услуги);

4) обеспечение взаиморасчетов между покупателем и продавцом, в том числе при возврате товара (работы, услуги);

5) предоставление возможности совершения договора купли-продажи, договора об оказании услуг посредством информационно-коммуникационных технологий путем обмена электронными документами или электронными сообщениями;

6) организацию разрешения споров, возникших между покупателем и продавцом, в том числе в рамках защиты прав потребителей;

7) внутренние процедуры по недопущению некорректных действий продавцов и (или) предоставление ими недостоверной информации покупателю для предотвращения незаконной торговли;

8) программное обеспечение, технические комплексы, обеспечивающие и сопровождающие электронную торговлю и работу электронной торговой площадки через защищенные каналы связи.

106-1. Инфраструктура информационно-рекламной торговой площадки включает в себя предоставление возможности:

1) самостоятельного размещения продавцом характеристик товара (работы, услуги), его стоимости путем заполнения заявки с идентификационным номером и с указанием абонентского номера, зарегистрированного у оператора сотовой связи Республики Казахстан (с аутентификацией продавца посредством короткого текстового сообщения);

2) подачи жалобы на продавца и (или) его товара (работы, услуги);

3) направления сообщения продавцу относительно характеристик его товара (работы, услуги) либо оценки или комментирования (оставление отзыва) продавца и (или) его товара (работы, услуги).

106-2. Электронная торговая площадка, информационно-рекламная торговая площадка в электронной коммерции не могут:

1) разглашать информацию, содержащуюся в электронных документах или электронных сообщениях, в том числе сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

2) передавать третьим лицам электронные документы, электронные сообщения или их копии, в том числе содержащуюся в них информацию, если иное не предусмотрено договором, заключенным ими с другими участниками электронной торговли, или законами Республики Казахстан;

3) изменять содержание электронных документов или электронных сообщений либо порядок их использования, если иное не предусмотрено договором, заключенным ими с другими участниками электронной торговли;

4) размещать информацию о товарах (работах, услугах), реклама которых запрещена в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рекламе.

  1. Продавец, адресующий от своего имени оферту в электронной форме, при осуществлении электронной торговли:

1) включает в оферту существенные условия договора или указывает порядок их определения;

2) предоставляет информацию о порядке заключения договора;

3) выписывает счет-фактуру в порядке, определяемом Кодексом, а также предоставляет копии первичных учетных документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

107-1. Составление учетной документации, являющейся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также исчисление налоговых обязательств осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

107-2. Способы осуществления платежей и переводов денег по сделкам электронной коммерции осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о платежах и переводах денег».

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 88 Налогового кодекса, постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, подлежат налогоплательщики, осуществляющие электронную торговлю товарами.

Согласно ст. 88 Налогового кодекса налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере электронной торговли товарами подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

При этом постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности – электронная торговля товарами, производится на основании уведомления о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

Данное уведомление представляется в налоговый орган не позднее трех рабочих дней до начала осуществления отдельного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 293 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий электронную торговлю товарами, уменьшает корпоративный подоходный налог, исчисленный в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, на 100 процентов.

Положения данного пункта применяются в случае, если доходы от осуществления электронной торговли товарами, с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшего по операциям по такой деятельности, составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода. При несоблюдении данного условия налогоплательщик не вправе применять положения данной статьи (данный пункт действует до 01 января 2023 года).

Далее нами приведены некоторые нормы законодательства Казахстана в случае, если юридическое лицо, за которым зарегистрирован интернет-магазин является нерезидентом Республики Казахстан.

С 1 января 2022 года в Налоговый кодекс добавлен раздел 25 (статьи 777–780), который называется «Особенности налогообложения иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам».

Согласно п. 2 ст. 779 Налогового кодекса, плательщик налога на добавленную стоимость исчисляет налог на добавленную стоимость при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам в порядке, установленном настоящим разделом, если выполняется одно из следующих условий:

— местом жительства физического лица-покупателя является Республика Казахстан;

— местом нахождения банка, в котором открыт банковский счет, используемый физическим лицом-покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денег, через которого физическим лицом-покупателем осуществляется оплата услуг, является территория Республики Казахстан;

— сетевой адрес физического лица-покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Республике Казахстан;

— международный код страны телефонного номера (в том числе мобильного), используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республикой Казахстан.

При этом, выписка счетов-фактур плательщиком налога на добавленную стоимость по реализованным товарам, оказанным услугам физическим лицам в электронной форме не требуется.

В силу п. 4 ст. 799 Налогового кодекса, налог на добавленную стоимость при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам не подлежит исчислению и уплате в следующих случаях:

1) в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы, определяемой в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, по которой таможенные пошлины, налоги уплачены в Республике Казахстан в виде совокупного таможенного платежа и не подлежат возврату;

2) если стоимость таких товаров, услуг включена в размер облагаемого импорта, определяемый в соответствии со статьей 444 настоящего Кодекса, по которому налог на добавленную стоимость на ввозимые товары из государств — членов Евразийского экономического союза уплачен в бюджет Республики Казахстан и не подлежит возврату в соответствии с главой 50 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 780 Налогового кодекса, стоимость реализованных в электронной форме товаров, оказанных услуг физическим лицам в иностранной валюте пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате поступления оплаты за товар, услугу.

Иностранная компания обязана уплатить исчисленный налог на добавленную стоимость при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам в бюджет, за каждый квартал не позднее 25 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором осуществлена реализация товаров, оказание услуг.

Таким образом, анализ вышеперечисленных нормативных актов позволяет сделать вывод, что деятельность интернетмагазинов регулируется законодательством Республики Казахстан по аналогии с оффлайн-магазинами, за исключением некоторых особенностей, присущих этому виду правоотношений. Основные особые условия для интернет-площадок предусмотрены Налоговым кодексом, Законом о потребителях, Правилами торговли и законодательством в области регистрации интернет-ресурсов.

***

Применимые нормативно-правовые акты Республики Казахстан:

— Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК);

— Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года №418-V «Об информатизации» (далее – Закон об информатизации);

— Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон о торговой деятельности);

— Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04 мая 2010 года №274-VI (далее – Закон о потребителях);

— Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» от 11 июня 1997 года №151-I (далее – Закон о языках);

— Правила торговли, утвержденные приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264 (далее – Правила торговли);

— Правила регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета, утвержденные приказом Министра оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13 марта 2018 года №38НК (далее – Правила регистрации доменных имен);

— Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года № 451-I (далее – Закон о СМИ);

— Закон Республики Казахстан от 02 июля 2018 года № 167-VI «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валюте);

— Кодекс Республики Казахстан «О налогах и иных обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года № 120-VI (далее – Налоговый кодекс);

— Кодекс Республики Казахстан от 05 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП).

 

[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31030034&pos=3;-81#pos=3;-81