Табанбаева А.С.
LLM, Юрист ТОО «Eurasia Legal Consult»

Начиная с 1961 года, когда был осуществлен первый полет человека в космос – космическая деятельность продолжает быть видом деятельности, который характеризуется глобальным влиянием на процессы международного масштаба. С одной стороны, космическая деятельность является фактором обеспечения национальной безопасности, с другой –  космос уверенно становится сферой столкновения интересов многих держав, которые признают значимость развития космических технологий и их использования. Если раньше космическим потенциалом обладали только две сверхдержавы – СССР и США, то сегодня – Китай, Россия, Индия и ряд других стран. Однако, несмотря на существующую конкуренцию признанным и бесспорным лидером в космической сфере являются США. Это обусловлено рядом факторов, одним из которых является мощное финансирование космической деятельности: в последнем десятилетии ХХ века государственный вектор национальной безопасности и обороны государства стал сменяться на вектор использования космического пространства в мирных целях, когда крупные субъекты частного бизнеса стали демонстрировать возможную коммерческую перспективу развития результатов космической индустрии.[1] Осуществляя множество космических программ, США опираются на космическую стратегию, уделяя первостепенное внимание правовому регулированию космической деятельности в условиях быстро меняющегося мира.

Необходимо отметить, что за последние два десятилетия развитие космической деятельности в США характеризуется двумя разными подходами. Первый подход принадлежал администрации президента Дж. Буша-младшего, избравшей «односторонний подход во внешней политике и претендовавшей на создание международной повестки дня космической деятельности».[2] Второй – администрации президента Б. Обамы стремившейся к «выработке международных правил использования космического пространства, дальнейшей либерализации рынков космических товаров и услуг, а также к развитию международного сотрудничества в космосе».[3] Однако, несмотря на определенные различия в космической политике государства в разные периоды его развития, главной целью США было и остается устойчивое мировое лидерство, в том числе посредством развития космической индустрии и  исследовании космоса.

Переходя к вопросу правового регулирования космической деятельности в национальном праве США важно отметить два  основополагающих документа:

первый – концепция «Joint Vision-2020»: план развития вооруженных сил США в период с 2000-2020 гг. Основная цель – всеобъемлющее господство;[4]

второй – «План Космического командования США», который был разработан в 2002 г. с действием до 2020 г., в котором формулируются основные задачи космической деятельности США: контроль над космосом; глобальная защита; объединение всех сил; глобальное партнерство.[5]

Требующим особого внимания является событие, имеющее последствия для всего мирового сообщества — 25 ноября 2015 г. Б. Обама подписал Закон о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос (Commercial Space Act of 2015).[6] Указанный правовой акт закрепляет и легализует на национальном уровне право американских юридических лиц участвовать в космической деятельности. Так, наибольший интерес представляет четвертая глава (Title IV «Space Resource Exploration and Utilization»), которая если кратко суммировать, «разрешает гражданам США свободно заниматься разработкой планет и астероидов, владеть и распоряжаться полученными ресурсами, в том числе, водой и минералами (но не живыми объектами)».[7] Легализация права «приватизации» космических ресурсов, устанавливаемого в рамках национального космического законодательства США для своих граждан и национального коммерческого сектора разделило юристов мира на две оппозиции: первые утверждают, что закон нарушает нормы международного космического права, в частности Договор о космосе 1967 г., вторые – указывают, что действующие международные акты не содержат прямого запрета на добычу и присвоение полезных космических ископаемых.[8]

Оппоненты Закона США о коммерческом космосе 2015 г. провозгласили его «современным переизданием философии Дикого Запада», и обращают внимание на нарушение важнейших принципов космического права: право государств исключительно на научное освоение открытого космоса и небесных тел и предупреждение односторонней и необузданной эксплуатации космических ресурсов. При этом, сторонники данного документа утверждают, что в данном случае отсутствует противоречие с международными актами, регулирующими космическое право, так как в нем «не идет речь о претензиях на космические территории, утверждении над ними суверенитета или о присвоении небесных тел». Закон только устанавливает права американских граждан и частных компаний на мирную разведку и добычу космических полезных ископаемых, а также на владение добытыми ресурсами.[9]

Однако, несмотря на то, что ряд международных экспертов относят Закон о коммерческом космосе к односторонним и нарушающими Договор о космосе 1967 г. и другие международные акты, сам факт возникновения подобного юридического прецедента демонстрирует нам предстоящую глубокую и тесную интеграцию правового регулирования космоса в национальную систему права государств.

В последнее десятилетие мир неуклонно движется к многополярной схеме устройства. Все большими амбициями и способностями по их реализации начинают обладать объединенная Европа, Китай, Индия и Россия. Происходит своего рода регионализация мира, и в каждой из его частей появляется свой региональный лидер. Они обладают и внушительными военными возможностями, мощной экономикой и уже сегодня осознают необходимость развитие космического потенциала для достижения мирового лидерства, вступая в гонку за освоение космоса, тем самым меняя наше представление о сильном государстве. Изложенное дает основание констатировать, что  одна лишь действующая в рамках международного публичного права доктрина космического права уже не создает адекватных условий для регулирования отношений возникающих в сфере регулирования космической деятельности и разветвленной ее инфраструктуры.[10]

 

Список литературных источников

  1. Алексеенко А.П. Разведка и добыча космических ресурсов: опыт законотворчества США // Юридические исследования. 2016. № 5. С. 34-41.
  2. Крутских А. Космос в политическом измерении // Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 13 декабря 2008. URL: http://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1229192886&archive=&start_from=&ucat=& (26.02.2018).
  3. Лузин П. Цели космической политики Б. Обамы // Международные процессы. 2012. №1. — С. 87-94.
  4. Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. — 2016. — № 1. URL: http://e-notabene.ru/ik/article_20590.html (Дата обращения: 20.02.2018);
  5. Попова С.М. Современные тенденции развития международного космического права // Право и государство, № 4 (73), 2016. URL: http://km.kazguu.kz/uploads/files/11.%20Попова%20С.М.%20С.%2072-76.pdf (Дата обращения: 20.02.2018).
  6. Юзбашян М.Р. Международно-правовые основы решения экономических проблем использования космоса. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.;
  7. Joint Vision 2020. US Government Printing Office. Washington D.C. 2000.URL: http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/apdf (Дата обращения: 20.02.2018).
  8. The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015. Public Law 114-90. Nov. 25, 2015. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text (Дата обращения: 20.02.2018).
  9. US Space Command’s Long Range Plan // Military Space Operations. United States General Accounting Office.2002. http://www.gao.gov/assets/240/235656.html (Дата обращения: 20.02.2018).

 

Регистрационная форма участника:

ФИО (полностью): Табанбаева Айшабиби Саятбековна

Место учебы или работы: Университет КазГЮУ

Должность (для студентов — курс), учёная степень: магистрант 2 курса

Контактные телефоны: 8 707 893 6620

Адрес электронной почты (е-mail): a_tabanbayeva@kazguu.kz

Почтовый адрес, по которому Вам можно выслать опубликованные материалы:  a_tabanbayeva@kazguu.kz

Секция конференции: Теоретико-правовая

 

[1]Андрей Крутских. Космос в политическом измерении // Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 13 декабря 2008. URL: http://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1229192886&archive=&start_from=&ucat=& (26.02.2018).

[2] Цели космической политики Б. Обамы / Павел Лузин // Международные процессы. 2012. №1. — С. 87-94.

[3] Там же.

[4]Joint Vision 2020. US Government Printing Office. Washington D.C. 2000. // http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a526044.pdf (Дата обращения: 20.02.2018).

[5]US Space Command’s Long Range Plan // Military Space Operations. United States General Accounting Office.2002. http://www.gao.gov/assets/240/235656.html (Дата обращения: 20.02.2018).

[6]См.: Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. — 2016. — № 1. URL: http://e-notabene.ru/ik/article_20590.html (Дата обращения: 20.02.2018); Попова С.М. Современные тенденции развития международного космического права // Право и государство, № 4 (73), 2016. URL:http://km.kazguu.kz/uploads/files/11.%20Попова%20С.М.%20С.%2072-76.pdf (Дата обращения: 20.02.2018).

[7]The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015. Public Law 114-90. Nov. 25, 2015. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text (Дата обращения: 20.02.2018).

[8]См.: Юзбашян М.Р. Международно-правовые основы решения экономических проблем использования космоса. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.; Алексеенко А.П. Разведка и добыча космических ресурсов: опыт законотворчества США // Юридические исследования. 2016. № 5. С. 34-41.

[9]Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. — 2016. — № 1. URL: http://e-notabene.ru/ik/article_20590.html (Дата обращения: 20.02.2018.

[10] См. также предварительно выставленные тезисы докладов трех магистрантов на конференции «Формирование сильного правового государства в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт» // Табанбаева А.С. http://academy.kazguu.kz/ru/2017/02/16/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya/ (Дата обращения: 20.02.2018).