Юридическая фирма «Linkage&Mind»
За последние годы в деловой среде Казахстана возросло количество сделок, связанных с предоставлением комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Бизнес-структуры предоставляют своим партнерам или получают от них брэнды, товарные знаки, патенты и другие объекты исключительных прав. Для каждой стороны франчайзинга имеются преимущества, которые могут обеспечить в действительности взаимовыгодное сотрудничество.
В то же время, юристам Linkage & Mind известны случаи, когда взаимодействие франчайзера и франчайзи складывается не в том русле, которое планировали участники сделки до ее заключения. В подобных ситуациях предприниматели обращаются к юристам, а те, в свою очередь, к заключенным договорам франчайзинга и применимому праву. В результате, более сильную позицию занимает именно та сторона, которая заблаговременно позаботилась о соответствии договора законодательству и предупредила возможные риски.
Ниже мы рассмотрим наиболее важные аспекты законодательства Казахстана о комплексной предпринимательской лицензии и постараемся предостеречь наших партнеров от типичных ошибок, допускаемых при заключении договоров франчайзинга.
Для начала, обратимся к определению франчайзинга, которое дано в Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее – «ГК РК» или «Гражданский кодекс») и в Законе «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (далее – «Закон»): так, по договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата. Договор комплексной предпринимательской лицензии предусматривает использование лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта лицензиара в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования, применительно к определенной сфере деятельности (продаже товаров, полученных от лицензиара или произведенных пользователем, осуществлению иной коммерческой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Как видно из вышеизложенных положений законодательства, ключевую роль во взаимоотношениях франчайзера (лицензиара) и франчайзи (лицензиата) занимает договор, так как именно в нем должны оговариваться объем, территория, сфера деятельности и иные условия предоставления франшизы.
Вместе с тем, особое внимание, по нашему мнению, следует уделить статье 900 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что являются ничтожными ограничительные условия договора комплексной предпринимательской лицензии, в силу которых:
1) лицензиар вправе определять цену продажи товара лицензиатом или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицензиатом, либо устанавливать верхний или нижний предел указанных цен;
2) лицензиат вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.
Причиной такого ограничения являются основополагающие принципы законодательства Казахстана о защите конкуренции. В соответствии со статьей 4 Закона, одним из принципов, на которых осуществляется государственная поддержка франчайзинговых отношений в Республике Казахстан, является защита конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Статьи 169 и 170 Предпринимательского кодекса определяют ряд критериев, при соответствии которым запрещаются антиконкурентные соглашения и антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка. Запрет на установление верхнего или нижнего предела цен, а также территориальное ограничение ведения бизнеса находятся, помимо прочих, в списке вышеуказанных критериев.
В связи с этим, на стадии обсуждения сделки по предоставлению комплексной предпринимательской лицензии важно понимать данные антиконкурентные ограничения, которые могут иметь решающее значение для определения условий сотрудничества.
Также нам представляется важным выделить статью 901 Гражданского кодекса, в соответствии с которой лицензиар несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к лицензиату требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) лицензиатом по договору комплексной предпринимательской лицензии. Обратимся к статье 357 ГК РК: если основной должник (лицензиат) откажется удовлетворить или не исполнит полностью требование кредитора или кредитор не получит от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование в неисполненной части может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (то есть лицензиару).
Таким образом, императивная норма Гражданского кодекса не может быть изменена договором о предоставлении комплексной предпринимательской лицензии и несет для франчайзера определенные риски, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств лицензиатом перед третьими лицами. Как показывает практика, данные риски редко учитываются компаниями, предоставляющими франшизы своим бизнес-партнерам.
Другим важным аспектом сотрудничества сторон в рамках франчайзинга является преимущественное право покупки при отчуждении лицензиатом своего предприятия, предоставленное лицензиару статьей 14 Закона. Поскольку данная норма также является императивной, то никакое соглашение сторон не может исключить данное право лицензиара и, соответственно, обязанность лицензиата предложить своему франчайзеру предприятие к продаже перед отчуждением третьим лицам.
Данные обязанности лицензиатов достаточно редко соблюдаются практически, а лицензиары зачастую не обладают информацией о подобном преимущественном праве, использование которого может способствовать экономическому развитию компании, предоставляющей свои брэнд и патенты.
Вышеизложенное демонстрирует лишь некоторые факторы, свидетельствующие о том, что деятельность предпринимателей в области франчайзинга, с одной стороны, несет определенные риски для участников сделки, и, с другой стороны, предоставляет этим участникам права, использование которых может принести определенные привилегии.
В связи с этим, юридическая фирма Linkage&Mind призывает всех субъектов рынка уделять должное внимание такому феномену как комплексная предпринимательская деятельность, который может на первый взгляд представляться простым и лишенным всяких рисков.