26 апреля 2019 года вступил в силу Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года №243-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения».

Несколькими днями ранее вступил в силу Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».

Ниже приведен краткий обзор наиболее значимых изменений и дополнений, внесенных в Предпринимательский кодекс (далее – «ПК РК») и Налоговый кодекс (далее – «НК РК») в части индустриальных и специальных экономических зон.

1. Изменено понятие «индустриальной зоны» в п.1 ст.249 ПК РК: «Индустриальной зоной является территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».

Данным дополнением перечня сфер бизнеса, допустимых для функционирования на территории индустриальных зон, был расширен круг предпринимателей, имеющих право на получение государственных преференций и субсидий, при выполнения ряда других условий.

В то же время, закреплено ранее отсутствовавшее требование о наличии инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

2. Изменена редакция п.1 ст.246 ПК РК, в которой появились новые субъекты инновационной системы, участвующие в государственной поддержке, а именно – национальные компании и их региональные представители и представительства: «К субъектам индустриально-инновационной системы, участвующим в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, относятся национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики, национальные компании и их региональные представители и представительства, национальные институты развития, а также иные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности».

3. ПК РК дополнен статьей 282-1 «Принцип «одного окна» для инвесторов»: под принципом «одного окна» для инвесторов понимается централизованная форма оказания содействия инвесторам со стороны национальной компании в области привлечения инвестиций и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в области привлечения инвестиций в получении государственных услуг, а также других услуг, оказываемых иными организациями, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами.

Отныне, уполномоченный орган по инвестициям совместным приказом с государственными органами, ответственными за оказание государственных и других услуг, определяет ответственных лиц для взаимодействия в рамках оказания данных услуг инвесторам и сопровождения их в государственных органах и иных организациях.

Кроме того, национальная компания в области привлечения инвестиций и ее региональные представители и представительства, региональные организации в области привлечения инвестиций в рамках «одного окна» для инвесторов вправе ходатайствовать перед центральными и местными исполнительными органами, а также иными организациями о рассмотрении обращения инвестора и вносить документы инвесторов в государственные органы и иные организации в части получения государственных и других услуг.

4. С внесением пункта 5 ст.295-1 в ПК РК, при досрочном прекращении инвестиционного контракта, специального инвестиционного контракта по соглашению сторон юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее специальный инвестиционный контракт, не обязано оплачивать суммы таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по специальному инвестиционному контракту инвестиционных преференций.

5. Пункт 10 статьи 49 НК РК дополнен подпунктом 3, устанавливающим, что лицо, импортирующее товар на территорию Евразийского экономического союза с территории портовой специальной экономической зоны или логистической специальной экономической зоны, является участником портовой специальной экономической зоны или участником логистической специальной экономической зоны.

Дополнительным основанием изменения срока уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам для вышеуказанных лиц является наличие обеспечения уплаты налогов в размере не менее 167 000-кратного месячного расчетного показателя.

Основанием изменения срока уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам является представленная в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенный орган декларация на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

6. Внесены изменения в редакцию абзаца первого пункта 1 статьи 391 НК РК: «Реализация на территорию специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза, товаров, потребляемых или реализуемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания такой специальной экономической зоны, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке».

До недавних изменений редакция данной статьи предусматривала прямое указание только на «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

7. Изменения коснулись и ст.709 НК РК «Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, и управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон». Был изменен срок аннулирования преференций по налогам и плате, который теперь исчисляется с даты начала налогового периода, в котором допущено нарушение: «Управляющая компания специальной экономической зоны в срок не позднее тридцати календарных дней с даты расторжения договора представляет сведения об участниках специальной экономической зоны, с которыми расторгнуты договора, с указанием даты нарушения, являвшегося причиной для расторжения договора, в налоговые органы по месту нахождения таких участников. При этом налогоплательщик обязан не позднее тридцати календарных дней с даты расторжения договора представить дополнительную налоговую отчетность за налоговый период, в котором допущено нарушение, являвшееся причиной для расторжения договора».

Действовавшая ранее редакция предусматривала аннулирование налоговых преференций с даты начала их применения.