Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 19 февраля 2020 года на вопрос от 11 февраля 2020 года № 594631 (dialog.egov.kz)

Согласно пункту 16 статьи 278 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» (далее — Кодекс РК), (первый абзац) по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, изменение границ участка недр осуществляется путем внесения соответствующих изменений в контракт; (второй абзац) в этом случае пространственные границы участка недр определяются территорией, обозначаемой угловыми точками в географической системе координат и условными плоскостями, исходящими от границ такой территории до определенной глубины; (третьи абзац) по контрактам на добычу твердых полезных ископаемых, за исключением урана, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, расширение территории участка недр допускается в размере, не превышающем половину от участка недр, определенного на дату введения в действие настоящего Кодекса.

Настоящим сообщаем, что у нас имеется лицо (недропользователь), с которым в 2018 году был заключен контракт на разведку общераспространенных полезных ископаемых в Актюбинской области. Данный контракт был подписан с местным исполнительным органом области в соответствии со статьей 278 Кодекса РК.

На сегодняшний день мы намерены расширить территорию разведки общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно вышеуказанному пункту 16 статьи 278 Кодекса РК, изменение границ участка недр осуществляется путем внесения соответствующих изменений в контракт. Однако в абзаце 3 указанного пункта указывает, что изменение контракта производится на добычу твердых полезных ископаемых.

Просим разъяснить указанный пункт 16 статьи 278 Кодекса РК, а именно кому нам обратиться для изменений границ участка разведки общераспространенных полезных ископаемых?

В местный исполнительный орган области, с которым был заключен контракт, либо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан?

Применим ли пункт 16 статьи 278 Кодекса РК в отношении общераспространенных полезных ископаемых?

Вопрос о возможности расширения (увеличения площади) контрактной территории определяется непосредственно условиями контракта и нормами законодательства о недрах и недропользовании — Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее — Кодекс), в совокупности.

Если контракт на недропользование предусматривает возможность расширения контрактной территории или законодательство о недрах и недропользовании, действовавшее на момент его заключения, то принимая во внимание положения о стабильности условий контракта, вытекающим из подпункта 6) пункта 14 статьи 277 и пункта 1 статьи 278 Кодекса, недропользователь вправе реализовать данное право в порядке, предусмотренном частью первой пункта 16 статьи 278 Кодекса, то есть путем внесения соответствующих изменений в контракт.

Необходимо отметить, что часть первая пункта 16 статьи 278 Кодекса лишь предусматривает процедуру изменения границ участка недр, в том числе изменения верхней и (или) нижней границы участка недр (отвода), расширение его территориальных границ или их уменьшения в результате возврата части контрактной территории — посредством внесения изменения в контракт, а не материальную норму об ограничениях в расширении контрактной территории.

Таким образом, если контрактом предусмотрено право на расширение контрактной территории, то данное право реализуется посредством внесения изменений в контракт.

Если право на расширение не предусмотрено контрактом с учетом условий стабильности контракта, расширение контрактной территории не допускается.

Кроме того, в случае с расширением контрактной территории по контракту на добычу твердых полезных ископаемых, при условии допустимости расширения согласно условиям контракта в принципе, такое расширение осуществляется в размере, не превышающем половину от контрактной территории (территории участка недр), существовавшего на 29 июня 2018 года — дата введения в действие Кодекса.

Данное ограничение закреплено материальной нормой в части третьей пункта 16 статьи 278 Кодекса.

Указанное положение не содержит ограничения по размеру площади расширения контрактной территории по контракту на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых.

В свете вышеизложенного, если из контракта на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых, не вытекает право на расширение (возможность расширения) контрактной территории, то расширение недопустимо.

Однако, если по контракту на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых, право на расширение (возможность расширения) контрактной территории предусмотрено или предполагается согласно нормам о стабильности условий ранее заключенных контрактов, то вопрос о допустимости (обоснованности) расширения и площади такого расширения необходимо решать совместно с соответствующим местным исполнительным органом области, городов республиканского значения или столицы, являющимся стороной контракта.