Ответ Министра сельского хозяйства РК от 14 февраля 2020 года на вопрос от 4 февраля 2020 года № 593220 (dialog.egov.kz)

Уважаемый министр, добрый день, я являюсь руководителем отдела земельных отношений города Туркестан.

Прошу Вас дать разъяснения по ниже следующим вопросам.

В статье 49-1 изменение целевого назначения земельного участка указанно, что в случае изменения целевого назначения земельного участка в черте населенного пункта под строительство объектов то необходимо изготовление земельно-кадастрового плана.

Однако, согласно «Об утверждении форм документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов в черте населенного пункта» утвержденный Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 ноября 2014 года № 67. на обратной стороне земельно-кадастрового плана указанно что «Запись о выдаче настоящего Плана произведена в Книге записей Планов на право временного землепользования на земельный участок за № __.».

То есть во временное землепользование. Соответственно земельно-кадастровый план изготавливается только во временное пользование на период освоения указанных в статье 92 Земельного кодекса, если более длительный срок не указан в проектно-технических документах.

Но возникает вопрос если земельный участок ранее был предоставлен бесплатно в частную собственность для индивидуального жилого строительства то как изменить целевое назначение земельного участка под строительство объектов в черте населенного пункта во временное пользование, без продажи в частную собственность (статья 9 Зем. кодекса РК). по сути это является нарушение права частной собственности защита которого закреплена в Конституции РК.

Соответственно акимат не имеет право самостоятельно изменять право во временное землепользование. а также в стандарте государственных услуг не указан второй этап, для направления документов на изготовление земельно-кадастрового плана, оплату которую производит лицо подавшее заявление на изменение целевого назначения.

Так же необходимо учесть что в случае непредоставления в 10 дневный срок земельно-кадастрового плана (по причине неоплаты за изготовление или несогласия собственника на изменение права частной собственности во временное или других причин), соответственно нарушаются сроки рассмотрения (30 ДНЕЙ).

В виду вышеизложенных:

вопрос: изготавливается ли земельно-кадастровый план с указанием частной собственности?

второй вопрос: имеет ли право местный исполнительный орган самостоятельно изменять право частной собственности во временное пользование?

третий вопрос, каким органом ведется Книге записей Планов на право временного землепользования на земельный участок?

возможно ли изменение целевого назначения земельного участка под строительство объектов в черте населенного пункта с правом выкупа в частную собственность без изготовления земельно-кадастрового плана?

Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан рассмотрев Ваше обращение в пределах своей компетенции, сообщает следующее.

По первому вопросу:

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 49-1 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс) в случае изменения целевого назначения земельного участка, расположенного в черте населенного пункта, для целей строительства составляется земельно-кадастровый план земельного участка.

По второму вопросу:

Согласно подпункту 1) пункта 1 вышеуказанной статьи, изменение целевого назначения земельного участка осуществляется на основании заявления землепользователя об изменении целевого назначения земельного участка.

По третьему вопросу:

В соответствии с пунктом 3 статьи 152 Кодекса, деятельность по ведению государственного земельного кадастра Республики Казахстан относится к государственной монополии и осуществляется Государственной корпорацией.

Согласно подпункту 8) пункта 1 статьи 153 Кодекса, ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель является деятельностью по ведению государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 9 статьи 49-1 Кодекса, в случае изменения целевого назначения земельного участка, расположенного в черте населенного пункта, для целей строительства составляется земельно-кадастровый план в порядке, предусмотренном в пункте 7 статьи 44-1 настоящего Кодекса.

Вместе с тем доводим до Вашего сведения, что приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 ноября 2014 года № 67, утверждены формы документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов в черте населенного пункта и положения данного приказа не применяются при изменений целевого назначения предоставленного земельного участка.

В соответствии с п.4 ст.60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

Для получения подробного разъяснения норм земельного законодательства рекомендуем при следующем обращений указать конкретные субъекты или конкретную ситуацию, и приложить копии подтверждающих документов.