Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 19 марта 2010 года № 03-2/1888

ГКП «Тазалык-2000»

акимата г. Костанай

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) в ответ на ваше обращение от 4 марта т.г. по вопросу новой редакции Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее — Реестр) и включения в него ГКП «Тазалык-2000» (далее — Предприятие), сообщает следующее.

Размер рыночной доли субъекта рынка юридически не влияет на процесс проведения государственных закупок, а законодательство Республики Казахстан о государственных закупках не содержит норм, предусматривающих обязательное включение субъекта рынка в Реестр для осуществления государственных закупок без применения норм Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее — Закон).

Кроме того, помимо ГКП «Тазалык-2000» на данном рынке осуществлял деятельность ИП Теслев В.М., в связи с тем, сделать вывод о том, что ГКП «Тазалык-2000» занимает 100% долю доминирования при наличии возможности субъекта оказывать аналогичные виды деятельности не представляется возможным.

Что касается перечисленных в обращении расходов заявителя на подготовку конкурсной документации для участия в конкурсе, отмечаем следующее.

Согласно статьей 28 Закона в случае, если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, заказчик вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника.

В случае если причиной того, что конкурс был признан несостоявшимся явилось то, что к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик, заказчик вправе принять решение о заключении с ним договора о государственных закупках из одного источника.

Таким образом, необходимость дважды участвовать в конкурсе и затрачивать на оформление документации дополнительные средства отсутствует.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона заказчик вправе выступить  в  качестве  единого  организатора государственных закупок для нескольких государственных учреждений, подведомственных заказчику или аффилиированных с ним лиц либо определить среди них единого организатора государственных закупок.

В вашем обращении отмечено, что до 2007 года на рынке вывоза ТБО Предприятие конкурировало с ИП Теслевым В.М. и причиной ухода с рынка индивидуального предпринимателя явилось то, что последний не смог улучшить и модернизовать рабочий процесс, как это сделало ГКП «Тазалык-2000», затратив только на увеличение уставного капитала в 2007-2008 гг. порядка 208 732 000 тенге бюджетных средств.

Между тем, согласно информации ИП Теслев В.М. причиной ухода с рынка послужили и другие факты, свидетельствующие о фактах нарушений антимонопольного законодательства как со стороны Предприятия, так и со стороны некоторых государственных органов.

Вместе с этим, согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан местные исполнительные органы должны предусматривать создание и функционирование необходимой инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства по сбору, транспортировке, сортировке, вторичному использованию, размещению коммунальных отходов на полигонах.

Транспортировка коммунальных отходов в установленное место их хранения и переработки осуществляется специализированными предприятиями за счет собственников отходов.

Таким образом, нормы законодательства не содержат запрета осуществления деятельности по вывозу коммунальных отходов субъектами частного предпринимательства и заключения ими договоров на захоронение с полигонами.

Необходимо подчеркнуть, что нормы Закона Республики Казахстан «О конкуренции» и деятельность Агентства направлены на развитие и защиту конкуренции и добросовестного предпринимательства. В тоже время, наличие 100% рыночной доли является административным барьером в развитии конкурентных отношений и создает предпосылки для коррупционных правонарушений в процессе государственных закупок.

На основании изложенного, а также, учитывая, что нахождение субъекта рынка в Реестре со 100% долей доминирования и регулярное приобретение услуг данного субъекта без проведения конкурса приводит к монополизации товарных рынков и не способствует развитию конкуренции, считаем нецелесообразным включение Предприятия в Реестр со 100% долей доминирования.

Решение Агентства о нецелесообразности включения в Реестр со 100% рыночной долей принято в отношении всех субъектов рынка, независимо от формы собственности.

Председатель          М. Есенбаев