Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 3 апреля 2019 года на вопрос от 29 марта 2019 года № 542598 (dialog.egov.kz)

Уважаемый Роман Васильевич!

Прошу Вас дать разъяснение.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 212 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» начиная со второго года действия лицензии на добычу, недропользователь обязан ежегодно осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от расходов на добычу, понесенных недропользователем в предыдущем году, в порядке, определяемом компетентным органом совместно с уполномоченным органом в области науки.

Из этого следует, что недропользователь должен финансировать:

  1. научно-исследовательские работы;
  2. научно-технические работы;
  3. опытно-конструкторские работы.

При этом, научно-исследовательская работа относится к фундаментальной науке, не требующей немедленного осуществления выявленных принципов и закономерностей на практике, от которой не следует ждать немедленного экономического эффекта.

В свою очередь, научно-техническая и опытно-конструкторская работы являются прикладными науками, результаты которых внедряются в производство, во благо предприятий, граждан и страны в целом и от которых имеется реальный экономический эффект.

В этой связи, возникает вопрос: согласно вышеуказанной нормы недропользователь обязан все три вида работ (научно-исследовательские, научно-технические и (или) опытно-конструкторские работы) одновременно финансировать или вправе выбрать только один из видов работ (к примеру, научно-техническую или опытно-конструкторскую) и только его финансировать?

Уважаемый Евгений Тушиев!

Министерство Индустрии и инфраструктурного развития (далее-Министерство) по вашему запросу сообщает следующее.

Согласно пункту 5 Правил финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от расходов на добычу, понесенных недропользователем в предыдущем году, утвержденных Совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 мая 2018 года № 410 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 245 (далее — Правила) финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ осуществляется следующими способами:

1) перечисление денег в автономный кластерный фонд для финансирования проектов участников инновационного кластера «Парк инновационных технологий»;

2) перечисление денег в автономную организацию образования для финансирования проектов инновационного кластера автономной организации образования «Назарбаев Университет»;

3) перечисление денег в организацию, осуществляющую деятельность в сфере науки, аккредитованную уполномоченным органом в области науки, для финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;

4) приобретение научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ у субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, определяемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о науке;

5) приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

6) собственные научно-исследовательские, научно-технические и (или) опытно-конструкторские работы;

7) содержание собственных научно-исследовательских и (или) аналитических лабораторий, предназначенных для проведения научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ.

Вместе с тем сообщаем, что Кодекс о недрах и недропользовании не предусматривает обязательного установленного требования финансирования одного или нескольких работ.

Данный вопрос остается на усмотрении недропользователя.

Кроме того информируем о том, что согласно п. 4 статьи 60 ЗРК «О правовых актах» от 6 октября 2016 года Государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.