Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 9 июня 2020 года на вопрос от 30 мая 2020 года № 620241 (dialog.egov.kz)

Имеет ли право ТОО (оптовый, розничный реализатор ГСМ) заключать договор комиссии со сторонней организацией (нерезидент) на отпуск ГСМ с АЗС.

Согласно Закону РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» с АЗС допускается реализация только конечному потребителю.

Комиссионер выступает в качестве агента между реализатором и конечным потребителем.

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Условия комиссии предусмотрены Главой 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 865 ГК по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента.

Статьей 867 ГК урегулированы права и обязанности комиссионера по сделке с третьим лицом. При этом гражданским законодательством предусмотрена свобода в заключении договора гражданами и юридическими лицами. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена ГК, законодательными актами или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством (статья 380 ГК).

В связи с чем, любое юридическое лицо свободно в волеизъявлении при заключении договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее — Закон) данный Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения в области производства и оборота нефтепродуктов.

Согласно подпункту 21) статьи 1 Закона оборот нефтепродуктов — приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация, отгрузка, транспортировка, экспорт и импорт нефтепродуктов. Таким образом, если деятельность не связана с оборотом нефтепродуктов, то и обязательств по исполнению норм вышеуказанного Закона не возникает.

В соответствии с подпунктами 1) — 3) пункта 1 статьи 461 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортируют подакцизные товары на территорию Республики Казахстан;

3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан.

Согласно подпунктам 2), 3) пункта 1 статьи 464 Налогового кодекса объектом обложения акцизом является оптовая и розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.

Согласно частей 1-7 статьи 416 Налогового кодекса, при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, в случае, если комитент и (или) комиссионер являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС), выписка счетов-фактур покупателю товаров, работ, услуг осуществляется комиссионером.

Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой комиссионером осуществляется их реализация покупателю.

Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных:

счета-фактуры, выписанного комиссионеру комитентом, являющимся плательщиком НДС. В этом случае сумма облагаемого (необлагаемого) оборота, указанная в счете-фактуре, выписанном комиссионеру комитентом, включается в облагаемый (необлагаемый) оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю;

документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного комитентом, не являющимся плательщиком НДС. В этом случае стоимость товаров, работ, услуг, указанная в таком документе, включается в необлагаемый оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю.

Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комитентом комиссионеру, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой они предоставлены комиссионеру с целью реализации.

Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту, указывается исходя из суммы комиссионного вознаграждения комиссионера и стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента.

При выписке комитентом в адрес комиссионера счета-фактуры на реализацию товаров, работ, услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 настоящего Кодекса в качестве реквизитов:

поставщика — указываются реквизиты комитента с указанием статуса «комитент»;

получателя — указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер».

При выписке комиссионером счета-фактуры получателю товаров, работ, услуг в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 Налогового кодекса в качестве реквизитов поставщика указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер».

На основании вышеизложенного, реализация нефтепродуктов на условиях, соответствующих договору комиссии, не является оборотом по реализации комиссионера, а является оборотом по реализации комитента, при этом размер облагаемого оборота комиссионера определяется на основе его комиссионного вознаграждения и счет-фактура выписывается комиссионером в соответствии с требованиями, установленными статьей 416 Налогового кодекса.

Кроме того, обращаем внимание, что пунктом 13 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрены случаи, при которых налогоплательщик, реализующий товары, работы, услуги вправе не выписывать покупателю счет-фактуру.

Султангазиев М.Е.