Ответ Министра внутренних дел РК от 18 июня 2020 года на вопрос от 24 мая 2020 года № 618737 (dialog.egov.kz)

И второй вопрос: Когда у нас в Казахстане будет закон о детективной деятельности?

Сколько можно этот вопрос «мурыжить»? Это ведь помощь и полиции в раскрытии преступлений, в профилактике преступлений?!

Человек, гражданин РК мог бы выбирать: обратиться ему в полицию или частному детективу?

Колоссально «разгрузилось бы МВД»? Прошу на заседании сената Парламента РК поднять этот вопрос?

Спасибо.

На современном этапе развития к полиции предъявляются новые требования — это прозрачность и подотчётность общественности, добросовестность и неподкупность.

В целом, проведена реформа ведомственного образования.

Из 12 учебных заведений по подготовке полицейских оставлены 5 лучших. Кандидатов на службу в органы внутренних дел подбирают на конкурсной основе, состоящей из нескольких этапов (подготовка конкурса, прием документов, сдача зачетов по физической подготовке, собеседование).

Предварительно, лица, впервые поступающие на службу, проходят тестирование на знание законодательства и оценку личных качеств в уполномоченном органе по делам государственной службы.

В случае соответствия установленным требованиям, кандидаты направляются на учебу в полицейские академии для прохождения курсов первоначальной подготовки сроком от 3 до 6 месяцев, где получают знания по специальным дисциплинам.

В 2019 году оптимизирована структура, упразднены излишние управленческие звенья, на 10% сокращена численность органов и подразделений МВД, исключен ряд несвойственных функций (передача полномочий по охране отдельных видов объектов в конкурентную среду).

Сэкономленные средства направили на повышение заработной платы сотрудников.

Кроме того, расширен Перечень сотрудников, получающих компенсацию за аренду жилья.

Утвержден стандарт полицейского.

Это свод требований к личным и профессиональным качествам, необходимым для выполнения служебных задач. Реализованы также другие мероприятия, ориентированные на «сервисную модель» работы органов внутренних дел, выстраивание открытых доверительных отношений с обществом.

Основой проводимых реформ МВД являются вопросы противодействия коррупции.

Принимаются жесткие меры по её искоренению в собственных рядах. Принят ряд важных документов, в числе которых меморандум, антикоррупционная программа и план между МВД, Антикоррупционной службой и общественными организациями (ОФ «За реформу МВД», «Центр прикладных исследований Талап»).

За счет цифровизации госуслуг минимизированы контакты с населением, снижены административные барьеры.

Одной из мер противодействия коррупции является аттестация, которая в соответствии с Законом «О правоохранительной службе» проводится периодически в целях определения уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и способности работать с гражданами.

Вместе с тем, лица, имеющие стаж службы в ОВД 20 и более лет, аттестации не подлежат.

В целом, работа по повышению профессионального уровня личного состава, имиджа органов внутренних дел, доверия граждан к деятельности полиции, а также социальной защиты сотрудников и членов их семей продолжается.

По вопросу о «школьных» инспекторах полиции Министерством образования и науки совместно с местными исполнительными органами проводится работа по усилению уровня безопасности в организациях образования путем введения школьных инспекторов, оснащения системами видеонаблюдения, а также обеспечения специализированной охраной и установления пропускного режима.

На текущий момент указанными мерами безопасности охвачено порядка 80% школ.

Совокупность вышеуказанных мер способствовала снижению уровня подростковой преступности, который удалось снизить с 8182 (2001г.) до 2630 (2019г.)

По вопросу о частной детективной деятельности.

В период с 2013 по 2016 годы МВД совместно с заинтересованными государственными органами принято участие в разработке проекта Закона «О частной детективной деятельности» (далее — Законопроект).

Законопроектом предлагалось определить правовое положение частного детектива, установить квалификационные требования, предъявляемые к претендентам, определить права и обязанности, а также четкие механизмы взаимодействия субъектов частной детективной деятельности с правоохранительными органами.

Однако, при согласовании законопроекта возникли вопросы о возможных рисках незаконного вмешательства в личную жизнь граждан и нарушениях их конституционных прав (разглашение информации, использование заинтересованными лицами противоправных действий, угроз, шантажа, расправы и т.д.).

Кроме того, деятельность частных детективов может негативно повлиять на соблюдение принципов уголовного процесса.

В этой связи, вопрос введения в стране института частной детективной деятельности дополнительно изучается с учетом отмеченных обстоятельств.

Уважаемый Испол Рахметуллович!

Благодарим Вас за активную гражданскую позицию и, пользуясь случаем, желаем Вам крепкого здоровья и семейного благополучия!