Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 28 мая 2018 года № КГД-02/13888-И

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в целях единообразной практики применения норм Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее — КоАП) сообщает следующее.

Относительно рассмотрения структурных подразделений как субъектов административного правонарушения

В соответствии с частью третьей статьи 33 КоАП структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность как юридические лица.

Статьями 161, 355, 365, 373, 394 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс) регламентировано, что структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства) налоговые обязательства вправе исполнять как самостоятельные налогоплательщики.

В свою очередь, ряд составов административных правонарушений в области налогообложения предусматривают административную ответственность филиала как самостоятельного налогоплательщика при исполнении им налогового обязательства.

Например, статьи (272 — непредставления налоговой отчетности; 278 — занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет; 279 — неисполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и т.д.), по которым филиал является самостоятельным налогоплательщиком.

В связи с чем, в зависимости от состава административного правонарушения филиал будет выступать как субъект административного правонарушения.

Относительно нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров

При этом по ряду составов административных правонарушений структурное подразделение не может нести ответственность как юридическое лицо.

Так, плательщиками акцизов являются физические и юридические лица. При этом Налоговым кодексом предусмотрено, что самостоятельными плательщиками акцизов могут быть структурные подразделения юридических лиц-нерезидентов (статья 461 Налогового кодекса).

Наряду с этим, согласно подпункту 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» лицензия — разрешение первой категории, выдаваемое лицензиаром физическому или юридическому лицу на осуществление лицензируемого вида деятельности либо подвида лицензируемого вида деятельности, связанного с высоким уровнем опасности.

Вместе с тем, отчуждение лицензии (переоформление лицензии на другое физическое или юридическое лицо) структурному подразделению законодательством не предусмотрено.

Таким образом, филиал юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий не может иметь лицензию.

Учитывая изложенное, полагаем, что структурное подразделение, за исключением структурного подразделения юридического лица-нерезидента, не может являться субъектом административных правонарушений по нарушениям законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров

Относительно определения категории субъекта предпринимательства структурного подразделения

Категория субъекта предпринимательства определяется в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъекты предпринимательства.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

При этом совокупный годовой доход определяется на основании данных декларации по корпоративному подоходному налогу за налоговый период.

В свою очередь, плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан.

Учитывая изложенное, полагаем, что при совершении структурным подразделением (филиалом) юридического лица административного правонарушения субъектность филиала, за исключением структурного подразделения юридического лица-нерезидента, определяется исходя из среднегодового оборота юридического лица.

Относительно повторности совершения административного правонарушения, считаем необходимым отметить, что структурному подразделению присваивается самостоятельный БИН.

Формирование идентификационного номера для физического или юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и иных государственных учреждений.

Таким образом, полагаем, что в случае признания филиала самостоятельным субъектом административного правонарушения, совершение административного правонарушения его юридическим лицом не влияет на повторность при квалификации состава административного правонарушения.

Например, привлечение к административной ответственности филиала за нарушение срока представления налоговой отчетности по социальному налогу не образует повторность у юридического лица при совершении им указанного (подобного) деяния.

В свою очередь, при совершении лицом однородных деяний, но в разные налоговые периоды, образуются несколько административных правонарушений.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности (статья 58 КоАП).

В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и существо административного правонарушения (подпункт 4) части второй статьи 803 КоАП).

Учитывая изложенное, в протоколе об административном правонарушении следует подробно указывать период времени (налоговый период и др.), в котором совершено административное правонарушение.

Относительно оформления дел об административных правонарушениях

Анализ дел об административных правонарушениях (оформляемых в ИНИС) показывает, что территориальными органами государственных доходов не в полном объеме указываются сведения о лице, в отношении которого ведется административное производство.

Так, в материалах дела отсутствуют информация о категории субъекта предпринимательства либо указывается неверная категории субъекта предпринимательства. В результате, орган государственных доходов в ходе судебного разбирательства не может доказать правильность применения санкции в отношении лица, совершившего административное правонарушение.

Вместе с тем, согласно статье 25 Кодекса Республики Казахстан «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» для использования данных о категориях субъектов предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов предпринимательства. Реестром субъектов предпринимательства является электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов предпринимательства. Информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

Учитывая изложенное, при ведении дел об административных правонарушениях территориальным органам государственных доходов следует в обязательном порядке прилагать электронную справку, содержащую информацию о категории субъектов предпринимательства.

Направляется для руководства в работе.

И.о. Заместителя председателя

Комитета государственных доходов

Министерства финансов

Республики Казахстан

М. Такиев